Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Развитие мелкой моторики рук

Развитие мелкой моторики рук

Статья «Развитие мелкой моторики рук» адресована родителям, воспатателям детских садовСтатья «Развитие мелкой моторики рук» адресована родителям, воспатателям детских садов

Развитие мелкой моторики рук
Наблюдательный взрослый знает как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия:
• Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
• В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия и стабилизации внимания.
Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства под контролем взрослого. Только тогда ребенок может поиграть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения.
В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.
Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пугать» взрослых:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает.
Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц:
Гуси летели, лебеди летели,
Аисты летели, журавли летели…
Линь плывет, карп плывет,
Лещ плывет, сазан плывет…
А вот так можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:
Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Брату – сажень,
А Колюшке – такую,
Большую – пребольшую!
А вот всем известные «ладушки» следует предварять веселой потешкой:
Ой ладушки, лады, не поливены сады.
Недосуг поливать – надо в ладушки играть.
Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки «Сорока – белобока»:
Сорока – белобока
Кашу варила,
Деток кормила…
(Далее следует перечисление заслуг пальцев и «наказывается» нерадивый, ленивый пальчик)
Сорока белобока
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному ложку,
Другому – ложечку,
Третьему – Поварешечку… и.т.д.
А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листе бумаги обведена карандашом ручка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики и челочки. Получилось? А теперь потешки:
Вот Семен – большак, Мальчик – пальчик,
Вот Васька – указка, Где ты был?
Вот Гришка – середка, С этим братцем в лес ходил,
Вот палец безымянный, С этим братцем щи варил,
Вот крошка Тимошка- С этим братцем кашу ел,
Вот моя ладошка. С этим братцем песни пел!
Большаку – дрова рубить, Вот как пальчики шагают:
А тебе — воды носить, И мизинец и большой,
А тебе – печь топить.
А малышке – песни петь , Указательный и средний,
Песни петь и танцевать! Безымянный – вот какой!
Родных братцев потешать!
О баю, баю, баю,
Живет дядя на краю.
Он не беден, не богат,
У него много ребят ( считаем пальцы, загибая их)
А можно представить, что пальчики – это семья ребенка:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя- вот и вся моя семья.
Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Спит малыш наш до утра…
Утро! Всем вставать пора!
Вот дедушка проснулся,
Вот бабушка проснулась
И всем нам улыбнулась,
Вот папочка проснулся…
И мамочка проснулась…
А деточка проснулся и заплакал:
Где игрушечки – погремущечки?
У дедушки юбилей.. Пальчики по очереди его поздравляют. Две руки – две семьи. Одна семья идет в гости к другой.
И , наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:
Один ( загибается палец) палец ( загибается другой),
Два ( третий) пальца (загибается четвертый), три (пятый по очереди). Затем берут другую руку ребенка: с этим ( загибают палец) пальцем ( еще один) четыре ( загнули восьмой) пальца ( предпоследний загибается), пять. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.

Статью подготовила учитель-логопед Цветкова М.В.