Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Работа с педагогами

Работа с педагогами

Деловая игра
«Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

Проведена воспитателем МБДОУ № 24 г. Усть – Лабинска
Краснодарского края Тюпикиной О. В.

Цель. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, углубление знаний педагогов.

I. Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе – вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике. Между тем, включение игровых элементов в процесс обучения позволить сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными.
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознано-правильного отношения к растительному и животному миру.
В экологическом воспитании дошкольников используют две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами.
Из этой группы используют дидактические игры и подвижные игры.
Дидактические игры – это игры, имеющие готовое содержание. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире.
При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдения, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках. Игра-занятие проводится по определенному программному содержанию. Воспитателю принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательный характер. Обучение идет в процессе выполнения игровых правил и действий.
Дидактические игры

Предметные игры – использование различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи).
Например – «Вершки и корешки», «Путаница», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету».
Игры такого характера позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам; способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность.
Особое значение такие игры имеют в младшей и средней группе. Старшие дошкольники уже могут определять оттенки цветов, выделять части растений, группировать предметы по признакам.
Пример игры «Детки на ветке»
Цель. Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры
Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. Педагог предлагает детям подобрать к каждому листу соответствующий плод.
Эта игра проводится с засушенными листьями, плодами или на прогулке в осенний период года.

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняется и классифицируется знания детей о растениях, животных, явлениях живой и неживой природы.
Игры сопровождаются словом, которое предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.
В младших группах дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или общую карту.
В старших группах дети учатся классифицировать и обобщать.

Словесные игры – содержанием этих игр является разнообразие знаний, имеющихся у детей и само слово. Проводятся они эти игры для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов.
Словесные игры развивают внимание, воображение, быстроту реакций, связную речь.
Например «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?».
Игра «Когда это бывает?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры.
1-й вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
2-й вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди.

Подвижные игры природоведческого содержания

Пример. «Солнышко и дождик», «Зайцы и лиса», «Кот и мыши» и т.д. – подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, получают в ходе игры радость, способствующую углублению интереса к природе.
«Кто в домике живет?»
Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Педагог обходит домики, стучит в каждый и спрашивает: «Кто в домике живет?». Дети отвечают: «МУ-му-му» и т.д. воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Творческие игры природоведческого содержания

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на животноводческой ферме, в саду, овощеводческой бригаде и т.д.), идет процесс осознания труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Воспитатель, приглядываясь к творческим играм детей, отмечает, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.
Ценность природного материала – в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.

II. Задания для деловой игры

1. Разминка
Вопросы раздаются каждой команде.
В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста.
В чем вы видите причины небрежного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?
Перечислите классиков русской литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
Вспомните народные приметы.

2. «Книга рекордов природы». Продолжить фразы.

Самый длинный язык у…(хамелеона)
Самое сильное обоняние у…(бабочки)
Лучше всех слышит…(сова)
Быстрее всех летает…(стриж)
Самый зоркий… (беркут)
Самые зубастые…(акулы)
Самый сильный яд у…(тигровой змеи)
Самые умные животные…(дельфины)
Чемпионы по долгожительству…(черепахи)
Чемпион по глотанию…(удав)
Чемпион по икрометанию…(раба луна)
Чемпион по нырянию…(кит, черепаха).

3. «Белые конверты»

1. Представлено 20 портретов птиц – найдите среди них соловья.
2. Представлено 20 портретов животных – найдите среди них горностая.

За каждое правильно выполненное задание команда получает один балл.
Таким образом, ознакомление с природой родного края с помощью разнообразных видов игр, создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность ребенка. Ребенок не только познает природу своего края, города, но и откликается на события окружающего природы, выражает свое отношение к ним, учится заботиться и оберегать природу. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей формированию у дошкольников основ экологической культуры.