Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Распространение педагогического опыта ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Распространение педагогического опыта ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ. Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения.
К.Д.Ушинский

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.
Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе и не только по русскому языку. Процесс овладения навыком письма очень сложен и включает в себя полноценное и своевременное формирование коры головного мозга, органов слуха и зрения, артикуляции, общей и мелкой моторики.
Поэтому, для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон устной речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития в устной речи находят отображение в письме и чтении.
Дисграфия у детей – это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих процесс письма, языковых знаний и умений.
По мнению многих исследователей, нарушения письма и чтения основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.
Для успешного систематического обучения и усвоения необходимого объёма знаний, умений и навыков ребёнок должен достичь определённого уровня физического и психического развития. Развитие детского организма происходит неравномерно, периоды интенсивного роста чередуются с замедлением роста и созревания регулирующих систем. Особое значение имеет развитие центральной нервной системы, особенно головного мозга. На основе деятельности сложных мозговых систем, под влиянием социальных факторов формируются психические функции, в том числе и те, которые обеспечивают возможность школьного обучения.
Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определённого уровня:
1) знаний и представлений об окружающем мире;
2) умственных операций, действий и навыков;
3) речевого развития;
4) познавательной активности;
5) регуляции поведения.
Т.о., решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, у кого из детей проявится дисграфия.
Главные разделы работы по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии:
— воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
— устранение звуковых замен в устной речи;
— воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
— развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
— формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
— обогащение словарного запаса.
Все эти направления работы по предупреждению предпосылок дисграфии необходимо включать в повседневные занятия с дошкольниками старшего дошкольного возраста. Это и занятия по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по обучению грамоте, занятия по лепке и аппликации, это и дидактические игры, и музыкальные занятия, режимные моменты (например, прогулка) и т.д.
В своей работе по предупреждению предпосылок дисграфии я ориентируюсь на технологию А.М.Кушнира «Природосообразное воспитание грамотности», согласно которой «воспитывающее обучение опирается на наиболее развитую к началу школьной жизни эмоционально-образную сферу личности, на целостное психологическое содержание, несущее в себе единство ценностных, информационно-коммуникативных, эмоционально-образных, интуитивных, абстрактно-понятийных и пр. процессов и состояний человеческого сознания».
Эффективность данной технологии обусловлена опорой на интегральные процессы, а не на формирование и развитие каких бы то ни было отдельных процессов и функций. Именно работа по всем вышеуказанным направлениям (воспитание слуховой дифференциации звуков речи, развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, формирование грамматических систем словоизменения и словообразования, обогащение словарного запаса и т.д.), дает наиболее устойчивый и значимый результат.
Так в своей работе со старшими дошкольниками я использую следующие игры и задания.

Приложение 1.
. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ
(все упражнения выполняются на столе)
1. Упражнение с волчком. Деревянный или пластмассовый
волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняетсясначала пальцами, ведущей, затем другой руки.
2. Упражнение с поролоновым мячиком 1 (диаметр 3—4см). Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочередно пальцы от мизинца к большому и надавливают на поролоновый мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола 5—10 секунд.
3. Упражнение с поролоновым мячиком 2. Мячик поочередно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами). В каждой позиции мяч удерживается не менее 4 секунд.
4. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 1. Выполняется аналогично упражнению 2, но пальцами двух рук одновременно. Очередность от мизинцев к большим пальцам.
5. Упражнение с двумя поролоновыми мячиками 2. Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения оче¬редности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.
6.Упражнение со шнурком. Ребенок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным взрослым разнообразным линиям (прямым — вертикальным, горизонтальным, наклонным; кривым, ломаным — разомкнутым и замкнутым) на листе бумаги формата А4.
7.Упражнение «Непослушные узелки». На толстой хлопчатобумажной нити надо завязать пальцами одной руки как можно больше узелков (другая рука не помогает!), затем упражнение выполняется так же другой рукой. По окончании работы пересчитать узелки, зажимая каждый двумя пальцами поочередно (большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим— мизинцем).

Приложение 2.
Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания
(зрительного гнозиса)
Игра 1 «Будь внимательным»
1. Назвать геометрические фигуры:

, сопоставить предметы с геометрическими формами с помощью линий.
2. Найти в окружающей обстановке похожие предметы.
Игра 2 «Геометрическое домино»
Узнать геометрические фигуры

Назвать их. Какая фигура какую заслонила?
Игра 3 «Назови предметы»
Назвать предметы, наложенные друг на друга. Например: груша, яблоко, слива, апельсин (лексическая тема «Фрукты»)
Игра 4 «Узнай меня»
Узнать предметы по части (материал: предметные картинки с учетом лексических тем, на которых изображены части предметов, например, носик у чайника, крышка у кастрюли)
Игра 5 «Назови меня»
Назвать предметы по их контурам.
Игра 6 «Назови перечеркнутые изображения»
Игра 7 «Назови недорисованные предметы»
Определить, что неправильно нарисовал художник, какие части не нарисованы художником.
Игра 8 «На зарядку – становись!»
Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры). Например, предметы располагаются по возрастающей величине: мышка, заяц, медведь, тигр или наоборот по убывающей величине: тигр, медведь, заяц, мышка.
Игра 9 «Разведчики»
Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение.

Игра 10 «Секретик»
Назвать недорисованные предметы.
Игра 11 «Для умок и умочек»
Анализировать нелепые картинки. Рассмотреть картинки, определить, что на них нарисовано неправильно.
Игра 12 «Журналист»
Предложенные игровые задания связаны с поиском «спрятанных» художником на сюжетной картинке изображений, объединенных одной лексической темой.
Игра 13 «Цветные лужайки»
Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны: «лужайки» разного цвета (красного, зеленого, желтого, синего и т.д.), а также картинки с изображением предметов разного цвета (арбуза, огурца, листа, цыпленка, репы, дыни, мака, помидора, клубники). Дается задание положить картинку на свою «лужайку»
Игра 14 «Геометрическое лото»

У детей большие карты, на каждой из карт — геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Педагог показывает нарисованный предмет, дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой
Игра 15 «Парные картинки»
Подбор парных карточек с геометрическими фигурами, отличающимися по цвету, размеру.
Игра 16 «Следопыты»
Нахождение заданной фигуры среди других, например, красный треугольник среди треугольников разного цвета.
Игра 17 «Дорисуй предмет»
Дорисовывание симметричных изображений (елочки, матрешки, космонавты, петрушки и т.д.
Игры на формирование буквенного гнозиса
Игра 1 «Назови буквы»
Назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
Сначала предъявляются буквы, хорошо знакомые ребёнку: А, П, О, И., затем задания усложняются.
Игра 2 «Ошибка Незнайки»
Какую букву Незнайка написал неправильно.
Игра 3 «Укрась буквы»
Обвести контурные изображения букв.
Игра 4 «Буквоед»
Дорисовать недостающие элементы букв.

Приложение 3.
Игры на развитие зрительной памяти
Игра 1 «Чего не стало»
Дети должны запомнить и отгадать, какой игрушки не стало (количество предметов увеличивается от 5 до 10).
Игра 2 «В гостях у Мнемозины»
Запомнить и назвать предметы, увеличивая количество предметов
от 5 до 10.
Игра 3 «Что изменилось»
Определить изменения местонахождения игрушек, предметных картинок, используя предложенные конструкции: между, за, до, после, перед и т.д..
Игра 4 «Маскарад букв»
Нахождение букв по заданию педагога: «Нади самую яркую, веселую, грустную, худенькую, толстенькую, нарядную».Определить, где находятся буквы А, У, Ы, М, Н и т.д. Определить, в какую сторону смотрят буквы У, К, А, З, С.

Приложение 4.
Игры на формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза
Ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей.
«Робот»
Игровое упражнение 1 «Какой рукой кушаем, рисуем, берем предметы»
Игровое упражнение 2 «Где правая и левая рука»
Игровое упражнение 3 «Одень клипсы на левое (правое) ухо»
Игровое упражнение 4 «Одень колечко на правую (левую) руку»
Игровое упражнение 5 «Попрыгай на правой (левой) ноге»
Определение пространственных соотношений между предметами
Игра 6 «Цветные дорожки»
Определение правой и левой части цветных полосок.
Игра 7 «Каждой вещи свое место»
Ориентировка в окружающей обстановке, использование в речи предложных конструкций: внизу, вверху, слева, справа, между и т.д.
Игра 8 «Муха»
Ориентировка на плоскости девятиэкранника, использование в речи выражений: вверху, внизу, в верхнем правом (левом) углу, в нижнем правом (левом) углу, в середине, в центре.
Игра 9 «Новоселье»
Ориентировка в пространстве, использование в речи предложных конструкций: до, после, перед, между, за, около и т.д.
Игра 10 «Автотрасса»
Ориентировка на плоскости, использование простых и сложных предложных конструкций.
Игра 11 «Супермаркет»
Ориентировка в окружающей обстановке, расположение предметов «товара» на полках витрин относительно друг другу. Использование простых и сложных предложных конструкций.
Игра 12 «Воздушные виражи». Ориентировка в пространстве, развитие мелкой мускулатуры пальцев, использование предложенной конструкции: за, перед, между, около, у и т.д.

Приложение 5.
Игры на дифференциацию речевых звуков.
• Игра «Будь внимательным»
Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен поднять руку (или хлопнуть в ладоши, или показать лежащую перед ним карточку с буквой Ш) только в том случае, если в каком-либо из этих слов он услышит звук Ш. При этом слова должны быть подобраны так, чтобы смешиваемый с этим звуком звук С в них вообще не встречался, равно как и другие свистящие и шипящие звуки. Вот примерный ряд таких слов: кошка, каша, лампа, трактор, шарф, мука, ромашка. рак и т.д. (Аналогично эту игру можно провести и с другими звуками).
• Игра №2
Ребенок должен показать букву С или Ш, когда в слове будет слышен соответствующий звук. В отличии от предыдущей игры здесь ребенок должен реагировать сразу на два звука, что труднее. Усложнить эту игру можно еще и за счет включения в нее слов, содержащих сразу оба дифференцируемых звука. Примерные слова: роса, шатер, шило, сушка, мышка, весы, нос, машина, сосна, шишка и т. д. Вариант игры: подобрать слова, в составе, которых имеются другие свистящие и шипящие звуки З, Ц, Ж, Ч, Щ.
• Игра «Назови слова»
Детям предлагаются слова с заданным звуком, который находится в начале слова. Когда дети назовут 15-20 слов, им предлагается назвать слова с другим звуком. В конце игры определяется победитель.
• Игра в кругу с мячом «Назови братца»
Педагог: «Я буду называть большого братца (твердый звук), а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца (мягкий звук)». В игре должны принять участие все дети. Затем задание меняется — педагог называет маленького братца, а дети – его пару.

Приложение 6.
Игры и задания на развитие грамматического строя речи.
Работа над словоизменением
Образование множественного числа имен существительных
Слон – слоны Медведь – медведи
кот- волк —
тигр — олень –
корова — и т. д.
Образование множественного числа имен существительных при помощи менее привычного для них окончания:
дом — дома вечер – вечера поле — поля
лес – номер — море —
стол — голос — яблоко —
бок – провод- ведро —
пояс – тополь — окно —
повар — и т.д. учитель – и т.д. сено — и т.д.
Употребление множественного числа имени существительных
Кол – колья клок — клочья
ком – сук —
стул – друг —
лист – и т.д. ухо – и т.д.
Образование множественного числа имени существительного с выпадением гласной в корне слова.
День – дни кусок — куски
пень – пни носок —
сон – сны платок —
ров – совок —
рот – щенок —
лоб – звонок —
мох – и т.д. петушок – и т. д.
Согласование прилагательных с существительными
• Игра «Магазин»
Дети «покупают» в «магазине» «банки с компотом». Ребенок подходит и говорит: «Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот», «из яблок, слив, груш».
• Игра «Самый главный фрукт»
Педагог говорит: «У девочки Маши в саду росли фрукты, это было волшебное дерево, и фрукты на нем умели говорить. И вот однажды они заспорили о том, кто из них самый главный. Яблоко говорит: «Я самое главное. Я самое красивое, вкусное. Из меня делают компот и варенье». Затем кто-то из детей озвучивает следующий фрукт: «Нет, я самая красивая, вкусная, из меня делают компот и варенье». таким образом описываются все выставленные картинки (слива, апельсин, ананас, вишня, абрикос).

Согласование существительных с числительными
• Игра «Мы считаем»
1. Дети встают в круг и хором декламируют стихи:
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей.
Посчитай-ка их сумей.
В центре с корзиной, заполненной муляжами овощей, стоит ведущий.
2. После окончания чтения стихотворения, ведущий дает одному из детей любой овощ. Этот ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: «один огурец». Второй ребенок отдает огурец следующему, произнося: « два огурца». Счет ведется до пяти. Последний участник передает овощ ведущему.
3. Игра повторяется снова, пока в корзине не кончатся все овощи.
• Игра «Один – два – пять»
Детям предлагается назвать по картине сколько жуков (листьев, цветов, машин, грибов и т. д.)
Например: Один жук, два жука, пять жуков.

Работа над словообразованием
• Игра «Большой – маленький»
Взрослый называет большой предмет, а ребенок – маленький, используя для этого широко распространенные суффиксы -ик-, -ек-, -ок-, -к-.
1. Дом – домик Песок — песочек
стол – чулок —
двор – носок —
ключ – клубок —
гном – платок —
слон – ножик —
дождь – и т. д. ящик — и т. д.
2. Гриб – грибок Луг — лужок
ком – стог —
дым – друг —
лес – флаг —
глаз – и т. д. творог — и т. д.
3. Нора – норка Картина —
гора – конфета —
туча – дорога —
голова – облако –
береза — рука – и т. д.

Образование приставочных глаголов
• Игра «Назови новое слово – действие».
Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением сначала приближения, а затем удаления.
Если человек идет, то он приходит
Если человек бежит, то он…
Если человек едет, то он… и т. д.
Идет – уходит
бежит –
едет –
летит –
плывет –
ползет – и т.д.
Образование притяжательных прилагательных
• Игра «Чей хвост, чья голова»
На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных.
Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.
например: «Это лисья морда, у лисы лисий хвост».

Приложение 7.
Дидактический материал по предупреждению предпосылок оптической дисграфии на основе букв (на занятиях по обучению грамоте).
• УЗНАВАНИЕ БУКВ, НАПИСАННЫХ СТИЛИЗОВАННО

• УЗНАВАНИЕ БУКВ, НАЧЕРТАННЫХ РАЗНЫМИ ШРИФТАМИ

• ЧТЕНИЕ СЛОВ, СОСТОЯЩИХ ИЗ БУКВ ИЗОБРАЖЕННЫХ СТИЛИЗОВАННО И РАЗНЫМИ ШРИФТАМИ

• УЗНАВАНИЕ ПУНКТИРНО ИЗОБРАЖЕННЫХ БУКВ

• УЗНАВАНИЕ БУКВ В УСЛОВИЯХ ГРАФИЧЕСКОГО ЗАШУМЛЕНИЯ

• УЗНАВАНИЕ БУКВ В УСЛОВИЯХ НАЛОЖЕНИЯ

• НЕДОПИСАННЫХ БУКВ

• УЗНАВАНИЕ ПРАВИЛЬНО И НЕПРАВИЛЬНО
НАПИСАННЫХ БУКВ

Приложение 8.
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ.