Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Формирование представлений о людях разных профессий у детей в дошкольном образовательном учреждении

Формирование представлений о людях разных профессий у детей в дошкольном образовательном учреждении

I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.
Тема: «Формирование представлений у детей о людях разных профессий в дошкольном образовательном учреждении».

I. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
1. Актуальность опыта.
Работая в дошкольном учреждении, последние два года я много уделяю внимания вопросу формирования представлений у детей о людях разных профессий в детском саду. Приоритетная задача моего опыта заключается в том, что бы дать детям знания и представления о людях разных профессий, об их труде и результатах деятельности. Научить ценить и уважать труд человека, возбудить интерес к трудовой деятельности человека определенной профессии. Наряду с данной задачей выполняется задача по воздействию на поведение детей — вызвать желание трудиться, добросовестно и тщательно выполнять свою работу.
Трудовое воспитание всегда стоит на одном из важных мест среди воспитательно — образовательных задач, определенных обществом в целом. Особое значение отводится формированию представлений у детей о людях разных профессий. При знакомстве детей с трудом взрослых воспитатель ориентирует их на ту или иную профессию, определяя её социальную значимость и необходимость в обществе. Выбор профессии – ответственное дело и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. В пособии «Беседы с дошкольниками о профессиях». Т.В. Потапова упоминает детскую считалку «На златом крыльце сидели царь-царевич, король, королевич, сапожник, портной, — кто ты будешь?». У данной считалки смысл определенный, выбирай дело по душе и добросовестно выполняй его. Много десятков лет назад профессий было очень мало, но в настоящее время перечень профессий пополняется множеством новых. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые: родители, воспитатели, сотрудники детского сада. Это позволяет детям установить контакт с взрослым миром. Формирование системных представлений детей о людях разных профессий предполагают знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат его деятельности). Вследствие чего ребенку легко установить связь между результатом труда и его трудовой деятельностью. За свой труд взрослые получают вознаграждения. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. В итоге ребенок готов к тенденциям общественного развития на современном этапе. Как же научить деть выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? Для этого необходимо начинать эту работу уже со 2 младшей группы.
Как правило, дети в своих играх хотят быть похожими на своих родителей, отражая сложившуюся обстановку в обществе. На данный момент в современном обществе произошли изменения в отношении к труду, его значимости и функциях, что отразилось на процессе трудового воспитания. Исходя из теории дошкольного воспитания всестороннее и гармоничное развитие воспитанников не может реализоваться без выполнения задачи трудового воспитания. Поэтому с помощью систематичной работы по формированию представлений о людях разных профессий в дошкольном учреждении нас ожидает успешное развитие не только познавательной, игровой, трудовой деятельности ребёнка, но и воспитание нравственного отношения к миру, приобщение ребенка к человеческой культуре, социализации и формированию личности ребёнка. Исходя из вышеперечисленного можно определить основные задачи. С одной стороны, заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, — привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
В тесном взаимодействии с педагогами ДОУ было проведено педагогическое обследование (беседа) с детьми, с целью выявления уровня представлений детей о труде людей разных профессий. Педагогическая беседа «Что знает ребёнок о профессиях?» строилась на учете следующих критериев: представление о профессии, ее особенностях, инструментах, необходимых для выполнения данной деятельности, результатах труда. По итогам проведенного обследования был выявлен средний уровень представлений у детей о людях разных профессий. Дети располагают представлениями лишь отдельных фактов области той или иной профессии, в большинстве случаев не понимают роли труда взрослых в жизни людей. Не обеспечивается в должной мере и воспитание у детей бережного отношения к вещам как результатам труда, уважения к нему. Такой показатель подтолкнул меня к составлению системы работы с включением разнообразных методов и средств формирования представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста. Это и непринужденная беседа, непосредственно образовательная деятельность в игровой форме проведения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, этюды, сказки, динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики и другие.
Используя разнообразные методы, приемы и средства по формированию представлений о людях разных профессий с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, обеспечивается развитие детского мышления, установление простейших связей и отношений, интерес к трудовой деятельности взрослых, преодоление в ребенке замкнутости, застенчивости и нерешительности. Для эффективной работы по формированию представлений о людях разных профессий важно сохранить стиль взаимоотношений детей и взрослых, основанный на сотрудничестве, партнерской деятельности взрослого и ребенка. Ребёнок должен быть партнером, как со своим воспитателем, так и со своими родителями, реализуя совместную работу по формированию представлений о людях разных профессий.
Результаты внедренного мной опыта свидетельствует о положительных изменениях в представлениях детей о труде взрослых: дети знают направленность профессии и конкретные трудовые процессы, связанные с ней, понимают ценность труда людей разных профессий, переносят знания на собственную трудовую деятельность, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх.
Все вышеизложенное актуализирует проблему данного опыта.
2. Новизна опыта.
Состоит в интеграции современных традиционных и нетрадиционных методов и приёмов в формировании представлений о людях разных профессий, вариативности разных видов и типов непосредственно образовательной деятельности; в разработке авторских конспектов непосредственно-образовательной деятельности по ознакомление детей с профессиями, игр-ситуаций, экскурсий: в составлении перспективного плана по формированию представлений о людях разных профессий у детей всех возрастных групп, в составлении картотеки дидактических и сюжетно-ролевых игр, подборке художественного слова на ту или иную профессию.
3. Научность опыта.
Научность опыта заключается в соблюдении принципов дидактики: от простого к сложному, доступности, систематичности, последовательности в получении детьми новых знаний, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, связь с жизнью и практикой.
4. Практическая значимость.
Данный опыт работы может быть использован старшими воспитателями, воспитателями, работающие с детьми дошкольного возраста групп общеразвивающей направленности.
5. Диапазон опыта.
Выстраивая систему работы по формированию представлений о людях разных профессий, учитывала последовательность и постепенность в освоении этапов по ознакомлению детей с профессией:
1. Для начала надо детей познакомить с термином «профессия». Детям необходимо понять, что профессия – это дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Объяснить детям, что профессии нужно специально обучаться, что у каждой профессии есть свои инструменты. Однако, при ознакомлении с определенной профессией ребенку еще трудно понять некоторые элементы профессиональной деятельности. Данную проблему можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций, наблюдений. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы впоследствии на основе полученного материала ребенок мог анализировать более осмысленно трудовую деятельность взрослого.
2. Непосредственно образовательная деятельность с обязательным включением предварительной беседы или рассказа по данной профессии.
3. Совместно-самостоятельная деятельность (дидактические игры, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, этюды, сказки и другие формы работы).
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому считаю задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать в разных формах: как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне их. Дети 3-4 лет мало знают о профессиях. Именно поэтому работу по формированию представлений о людях разных профессий строила с помощью традиционных форм и методов. Работа будет эффективна при условии наличия разработанного перспективного плана, наглядного и методического материала.
Опыт работы содержит подобранные целевые экскурсии, беседы, пальчиковые гимнастики, стихи, загадки, поговорки, пословицы, игры, динамические паузы, игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, песенки, считалочки, игры-драматизации, театрализованные игры, праздники, которые способствуют расширению представлений о труде людей разных профессий, обобщению знаний о труде, формированию умения строить новые сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками, воспитанию уважения к людям труда, желание трудиться.
Психологи определяют у детей дошкольного возраста преобладание наглядно-образного мышления, поэтому в опыте в большей мере представлены формы работы с детьми (экскурсии, наблюдения, встречи с людьми труда), где они могут увидеть воочию, как трудятся люди той или иной профессии, познакомиться с производствами и техникой, понять процесс трудовой деятельности, увидеть результат труда человека. Живой пример окружающих взрослых, непосредственное прикосновение с их трудовой деятельностью имеет большое значение для создания положительного отношения к труду людей разных профессий.
Описанные примеры бесед, игровых ситуаций, практических заданий в опыте позволяют подвести детей к полноценному восприятию представлений о той или иной профессии, а затем с накоплением знаний перейти к практическому их использованию в обыгрывании различных ситуаций, сюжетно-ролевых игр. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
Обобщая опыт, обязательно учитываю и то, что с помощью целенаправленного использования всех форм работы, необходимо подвести детей к пониманию, что любая трудовая деятельность взрослого имеет определенный результат труда для общества. Например, благодаря врачам — мы остаемся быть здоровыми, портным мы красиво и удобно одеваемся, парикмахеру — у нас красивая прическа, военным — мы всегда защищены и находимся в безопасности. Ребенок должен понять, что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
6. Теоретическое обоснование опыта.
На сегодняшний день проблема формирования представлений дошкольников о людях разных профессий практически не разработана в педагогике. Не смотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у детей о людях разных профессий. Изучение истории проблемы показывает, что речь идет о равновесии между свободным развитием ребенка, как подрастающего человека деятельности и педагогическим руководством этим развитием, где педагог выступает как проектировщик возможного жизненного пути ребенка, позволяет ему попробовать свои силы в различных направлениях деятельности, ориентирует его в собственных способностях.
Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста, как педагогическая проблема, в течение почти сорока лет была предметом исследований многих ученых: И.Д. Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В. Кондратовой, В.И. Логиновой, В.Г. Нечаевой, А.Ш. Шахмановой. Главную гипотезу данных исследований они определяли в том, что если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка.
Наряду с вышесказанным В.И. Логинова высказала свое мнение о том, что на основе конкретных представлений о результативности отдельных процессов труда можно формировать обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии: няня вымыла посуду — посуда чистая, накрыла на стол к обеду — можно есть, т.е. няня заботиться о детях в отсутствии их родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот — заботится о том, что бы все были сыты. Портниха шьет платья, пальто — заботится о том, чтобы у всех была одежда. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда.
На основе данных первичных представлений возможно формировать более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Освоение детьми такого обобщения дает возможность при последующей работе каждый новый вид профессии взрослых рассматривать с этих позиций и воспитывать правильное отношение к работе и к людям, ее исполняющим. Этот уровень умений доступен лишь детям старшего дошкольного возраста при условии, что данная последовательность реализуется со 2-й младшей группы.
К настоящему времени в России известна предложенная Е.А. Климовым периодизация развития человека как представителя той или иной профессии. Согласно его теории ребенок в возрасте 3-8 лет через различные способы овладевает основными понятиями о профессии человека, а также впервые знакомится с конкретными профессиями (шофера, продавца, повара, учителя и т.д.).
Данная проблема рассматривалась и зарубежными педагогами-теоретиками: Т. Мор, Ф.Энгельс, Ф. Гальтон, К. Маркс. Их концепция заключалась в свободном развитии личности ребенка и реализации направлений по формированию представлений о трудовой деятельности человека: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации».
По мнению Е. Гинбергу процесс формирования представлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящая из одной в другую. Стадия, относящаяся к дошкольному возрасту была определена как «воображаемый период». В процессе данного периода педагог может руководить становлением способностей и интересов, оказывая ему помощь в познании реальной действительности, формировании профессиональных устремлений.
В контексте проблемы приобретения детьми системных знаний проведены значительные исследования по выявлению способов формирования представлений о людях разных профессий (С.П. Крядже, В.И. Логинова, Л.А. Маширина, Д.Б. Эльконин, В.Н. Парамзин). Они говорили о том, что ребенка необходимо нацеливать на овладение трудовыми процессами и ориентацию его в сфере будущей деятельности. Все это возможно при целесообразном использовании методов, средств, приёмов для ознакомления дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых.
В. Г. Нечаева обращала внимание, что содержание представлений о той или иной профессии доводится до сознания детей с помощью грамотного сочетания приёмов, которыми пользуется воспитатель для построение системы работы по ознакомлению детей с профессиональной деятельностью взрослого. Она считала наиболее доходчивыми и убедительными живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивают максимальную действенность приобретаемых представлений детьми. Наглядно воспринятое требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время проведения различных форм детской деятельности.
Исходя из вышесказанного, для себя определила главную цель своего опыта: подобрать вариативные формы и методы работы, которые более эффективно повлияют на процесс формирования представлений у детей дошкольного возраста.
Свою работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста я строю на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». По образовательной области «Труд» (знакомство с трудом взрослых) ставятся следующие задачи:
В младшем дошкольном возрасте характерен естественный интерес к деятельности взрослых.
Задача педагога помочь детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов. Дать представление о том, что вещи делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр), из разных материалов (лепка мисочки из глины, куличиков из песка, лодочек из бумаги, шитье одежды для кукол из ткани и т.д.), разными инструментами (ножницы, иголки и пр.).
Представления о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду (мытье посуды, пола, вытирание пыли, смена постельного белья, подметание дорожек и т.д.), во время наблюдения за трудом младшего воспитателя, дворника; понимание его направленности на заботу о детях и близким им людях. Побуждать к отражению полученных впечатлений в играх.
В среднем дошкольном возрасте при ознакомлении с трудом младшего воспитателя, прачки, повара, дворника и других сотрудников детского сада уделяется внимание формированию представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольном учреждении (сервировка стола, мытье посуды, процессы, обеспечивающие поддержание чистоты и порядка в групповой комнате и на участке; стирка белья; приготовление пищи и т.д.), о труде взрослых в ближайшем окружении (магазин, почта, работа пассажирского транспорта и пр.). Представление о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда (цель труда определяет, какие предметы, материалы и инструменты нужно взять для выполнения трудовых действий и получения результата, соответствующего его назначению).
Предметы бытовой техники, широко используемые дома и в детском саду (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина и пр.); значимость их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчение труда человека.
В старшем дошкольном возрасте формируются представления о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного (шитье одежды, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и т.д.) и обслуживающего (медицина, торговля и пр.) труда, характерными для данной местности.
Представление о разнообразии профессий (строитель, библиотекарь, учитель, пилот, фермер, менеджер, рекламный агент и пр.) на основе обобщения характерных трудовых процессов и результатов труда; представление о структуре конкретного трудового процесса (цель и мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат).
Отчетливое представление о роли современной техники в трудовой деятельности (подъемный кран, электронные весы, компьютер и пр.), о роли машин и механизмов в труде человека (ускорение получения результата труда, улучшение его качества, облегчение труда).
Обобщенное представление о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве (швейная фабрика: модельер, закройщик, швея; строительство: электросварщик, каменщик, маляр) и разных производствах (машиностроители – фермеры; фермеры – работники пищевой промышленности – продавцы и пр.), где ярко выражен обмен результатами труда.
Общее представление о том, где и кем работают родители ребенка, в чем ценность их труда. Материальное благополучие семьи, ее бюджет, основные доходы и расходы.

Реализация поставленных задач невозможна без комплексного подбора форм и приёмов работы с детьми по формированию представлений о людях разных профессий.
При составлении перспективного плана работы по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста я учитывала реализацию трех направлений приближения детей к профессиям взрослых: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям, совместная деятельность детей и взрослых. Поэтому в перспективном плане рационально распределены разнообразные формы и методы работы с детьми, основываясь на принципах интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей и опираясь на программу «Детство».
К первому направлению форм работы с детьми «приближение детей к труду взрослых» относится непосредственно образовательная деятельность по формированию представлений о людях разных профессий. В проведении непосредственно образовательной деятельности приоритетом является включение элементов мыслительной деятельности: проблемные ситуации. Включены элементы здоровьесберегающих технологий: артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки. Непосредственно образовательная деятельность сопровождалась беседами, рассматриванием иллюстраций, предметов труда, чтением художественного слова, дидактическими играми, что позволило наиболее полно понять детям процесс трудовой деятельности взрослого, суть его профессии. С детьми старшего дошкольного возраста непосредственно образовательная деятельность строится на практических навыках трудовой деятельности. В непосредственно образовательной деятельности главный метод — наглядный, который необходимо умело сочетать со словесным методом (рассказы, беседы). Важную роль в формировании представлений у детей о людях разных профессий играет чтение художественных произведений. Своей образностью, эмоциональностью детская книга побуждает интерес детей, уважение к человеку труда, желание подражать героям, подобно им хорошо трудиться. Для закрепления полученных представлений можно использовать художественное творчество детей. Например, предложить детям нарисовать представителей одной профессии. После чего обязательно включить беседу по рисунку с целью определения уровня усвоенного материала. При ознакомление детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Потому как обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду людей разных профессий. Правильно организованная и систематичная образовательная деятельность позволяет не только дать детям представление об особенностях труда людей разных профессий, но и также развивает познавательный интерес к труду взрослых, желание наблюдать, воспитывает уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда других людей.
Ко второму направлению форм работы с детьми «приближение работы взрослых к детям» относятся экскурсии, наблюдения. Экскурсия детей на кухню детского сада, в медицинский кабинет и другие производства является действенным средством в формировании представлений дошкольников о мире труда и профессий. Но необходимо учитывать ряд условий по ее организации и проведении. Организуя экскурсию целесообразно использовать в ее содержании занимательный материал, стихи, загадки, пословицы, что делает экскурсию более увлекательной, эмоционально насыщенной. В процессе экскурсии лучше организовывать встречи с людьми труда, дать возможность детям задать вопросы. Педагог во время экскурсии может дополнить информацию, данную людьми, работающими на данном предприятии, рассказать об тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий. По возращению в группу с детьми можно проговорить об увиденном. Беседы должны проходить в живой, непринуждённой форме. Следует обратить внимание при планировании проведения экскурсии на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка. Это в первую очередь профессии людей из ближайшего окружения ребенка, т.е. труд сотрудников детского сада: повар, няня, врач, медсестра, дворник, шофер, воспитатель.
Правильно организованная и проведенная экскурсия выполняет следующие функции:
— реализация принципа наглядности обучения;
— повышение уровня научности обучения и закрепления его в жизни, практике.
— знакомство воспитанников с производством.
В процессе экскурсии дети не только обогащаются новыми впечатлениями, они получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их подчеркнуто, комментируя каждую операцию.
Наблюдения за трудом взрослых уточняют представления детей о профессиях, побуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. Очень важно, чтобы усложнение содержания представлений во время наблюдений выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие.
К третьему направлению форм работы с детьми «совместная деятельность взрослого и ребенка» относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, художественное слово, игровые ситуации, песни, пальчиковые гимнастики и другие, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, свободной и совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Игра — это естественная для ребенка форма обучения, которая позволяет сделать интересной работу на творческом уровне. Сюжетно-ролевые игры могут носить импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Игра является целью развития творческих и коммуникативных способностей ребенка. По мнению Е.А. Климова именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные дошкольниками знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их роли в сюжетно-ролевых играх. Понимание элементарных представлений о профессии возможно в процессе сюжетно-ролевой игры, в которой имитируется сюжет ситуации, модели поведения, возникает интерес и устремление ребенка к определенной сфере профессиональной деятельности ребенка, побуждает к достижению самостоятельно поставленной цели. Сюжетно — ролевые игры проводимые в детском саду, запланированы программой «Детство», указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно-ролевых игр.
Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок, телятниц. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, милиционера, шофера, моряка, летчика). В играх на .тему «транспорт» совершенствуются знания правил движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
И наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд советских людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты, но могут быть и механики, радисты; на пароходе есть капитан, штурман, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера. Поэтому все изложенное выше относится в наибольшей степени к последней возрастной группе дошкольников, когда сюжетно-ролевые игры достигают наивысшего развития.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры. Форма их организации разнообразная: индивидуальная, групповая, подгрупповая. В самостоятельной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. Например, такие дидактические игры, как «Кто, что делает?», «Профессии», «Угадай профессию», «Кому это надо?», детей учат классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности. Грамотное планирование проведения дидактических игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о расширении представлений о людях разных профессий.
В детской художественной литературе много произведений, прославляющих труд. С помощью данных произведений можно дать новую информацию о профессиях, закрепить ранее полученные знания. Научить детей гордиться успехами людей, открыть для ребёнка значимость его трудовой деятельности, воспитывать бережное отношение к труду взрослого можно благодаря стихотворениям В. Степанова «Шофер», «Машинист», «Каменщик», «Маляр», Б. Заходера «Строители», А. Жарова «Пограничник», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».
Для систематизации детских представлений о мире профессий, ценностного отношения к результатам труда человека мною были использованы образовательно-игровые ситуации: «Как помощник воспитателя моет посуду», «Веселые поварята», «Мы открываем магазин», «Поиграем в детский сад».
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям предметно-развивающей среды. Для этого в каждой группе необходимо подобрать художественную литературу в книжные уголки, иллюстрации, раскраски с профессиями в уголке изобразительной деятельности, дидактические игры, атрибуты и предметы для сюжетно-ролевых игр, специальную одежду по профессиям людей. Такая среда привлекает детей тем, что дает возможность к самореализации, побуждает интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками. Предметно-развивающая среда является своеобразной формой самообразования ребенка, источником получаемых им знаний и личного опыта.
При использовании данного опыта реализуется не только направление по формированию конкретных представлений о профессиях людей, но и значительной степени осуществляется формирование речевых и игровых умений. Например, в младшем группе с помощью наводящих вопросов взрослого должны научиться вычленять и называть компоненты в последовательности их включения в трудовой процесс. Воспитатель задает вопрос: «Что задумали сделать для куклы Маши?» (ответ детей: «Построить дом»), «А что для этого нужно?», «Что нужно сделать в начале?», «А потом?», «Что получилось?». На основе наглядного материала составлять описательный рассказ о хорошо известном трудовом процессе. Отражать в играх отдельные виды труда взрослых. Передавать в игре отношение взрослого к работе, заботу о близких людях.
В средней группе ребенок должен воспринимать трудовой процесс дифференцированно, видеть все его компоненты, направленность на получение результата; формировать деловой характер общения со взрослыми в ходе наблюдения трудового процесса. рассказывать о трудовом процессе по предметно-схематической модели. обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии, владеть соответствующим словарем, отвечая на вопросы: «Как ты узнал, что это продавец?», «Как ты определил, что это врач?» Ребенок среднего дошкольного возраста должен включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий. Находить предметы — заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. Передавать в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражать характер взаимоотношений людей.
В старшей группе дети должны, расчленено воспринимать трудовой процесс — все его компоненты в их последовательности. Уметь объяснить важность каждого з них. Уметь строить наглядно — схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса. К концу дошкольного возраста уметь самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (наблюдение, чтение книг, рассматривание картинок, фотографий, рассказы взрослых, просмотр телепередач и т.д.) Соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии: устанавливать связи между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми им инструментами, техникой; устанавливать связь между качеством результата труда и его стоимостью; рассматривать деньги как измеритель ценности товаров и услуг. Пользоваться речью – доказательством для обоснования своих суждений о видах труда, профессиях, для оценки результатов труда, значимости его ценности и стоимости. Владеть к концу дошкольного детства словами “профессия”, “материал”, “инструменты”, “реклама”. Переносить знания о способах и нормах взаимоотношений взрослых в труде на собственную трудовую деятельность детей; строить все результативные виды детской повседневной деятельности по модели трудовой: поставить цель, отобрать средства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценить результат.
Разработанный мной опыт по формированию представлений о людях разных профессий позволит воспитателям в системе и последовательно обогащать детей знаниями о роли труда взрослых, о разнообразии профессий, современной технике в трудовой деятельности, связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве. Я верю, что наши дети, получив определенный багаж знаний о мире профессий, в будущем выберут профессию по душе, будут проявлять активность и творчество в своей трудовой деятельности.

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Систематическую работу по формированию представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста осуществляла путем планирования деятельности в трех блоках: в непосредственно образовательной деятельности с детьми, совместной деятельности и самостоятельной.
В результате проделанной за 2 года работы стала замечать у детей проявление большого интереса к миру профессий и потребности к непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с той или иной профессий. Дети без труда освоили запланированный объём представлений, предусмотренный программой в разделе «Труд взрослых», воспринимали разнообразный мир профессий с помощью целесообразно подобранных занимательных форм работы с ними.
Дети с огромным удовольствием слушали сказки, разгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, считалочки. Легко принимали участие в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно разворачивая сюжет игры, включая в игровой процесс деятельность людей разных профессий. При необходимости находили предметы-заместители и использовали их в качестве атрибутов, изображающих инструментов и бытовой техники. Передавали в игре отношение взрослых к работе, оборудованию и инструментам, отражали характер взаимоотношений людей. С помощью игр-драматизаций, песен, этюдов, театрализованных игр дети не только пополняли свои представления новыми подробностями о профессии, но развивали свои творческие способности, способствовали положительному отношению к трудовой деятельности, пониманию значимости профессии в жизни людей.
Проделанная работа повлияла на отношение детей к труду. Они научились испытывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям, создающим своим трудом разнообразные предметы и другие ценности, необходимые человеку для жизни.
Применяя педагогическое исследование уровня усвоения программы по формированию представлений о людях разных профессий по программе «Детство» под редакцией В. И. Логиновой в начале каждого учебного года и итоговую в конце, я видела, как результаты формирования представлений о людях разных профессий в целом детей от младшей группы к средней постепенно поднимались вверх. Такое наглядное подтверждение говорит о необходимости и правильно выбранного пути в работе с детьми по формированию представлений о мире профессий.
Диагностика проводилась на основе главных аспектов:
-представления
— познавательные, речевые и трудовые умения
— отношение к труду взрослых
Уровни усвоения программы.
Низкий. Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает называния некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда; не может объяснить, где и кем работают его родители, в чем ценность их труда. Отношение к рекламе и не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду неустойчивое.
Средний. Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение использования техники, современных машин и механизмов в труде, осознает назначение денег и рекламы. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты его родители, в чем ценность их труда, имеют элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив.
Высокий. Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью — доказательством, верно, обосновывает ценность каждого труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Строит самостоятельную деятельность, руководствуясь знанием ее общей структуры.