Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников

Воспитатель Михеева Н.В. МБДОУ » ЦРР-д/с» Солнышко»
г. Ковылкино «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников».

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов: Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, — знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Истоки патриотических чувств – это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие.

В. А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

Однако дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.
Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:
— систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;
— создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;
— формировать социальную компетентность дошкольников;
— вовлечь родителей в воспитательный процесс;

Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога – один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях. Для этого с педагогами проводятся консультации («Воспитание юного гражданина и патриота», «Планирование работы по патриотическому воспитанию», «Что лучше худой мир или хорошая война?» и др.), тематические семинары («Национальные ремёсла», «Праздники Мордовии» и др.), круглые столы, дискуссии. При этом используются информационно-коммуникационные средства.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
— тематические занятия;
— создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;
— экскурсии по городу, в музей;
— взаимодействие с родителями;
— взаимодействие с социумом.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни. В нашем саду работа проводится по следующим темам: «Ознакомление с городом Ковылкино », «Республика Мордовия – край, в котором я живу», «Защитники Родины», «Наша Родина – Россия», «Духовные ценности русского народа», « Изучение государственной символики Мордовии, России».
Воспитатели проводят экскурсии в школу «Искусств», в краеведческий музей, по улицам родного города, к историческим памятникам, различным общественным зданиям (поликлиника, библиотека, почта, Дом культуры, спортивные сооружения, школы, вокзал и др.); на темы «Исторические события в зданиях и памятниках»», «Любимые места горожан», «Милый сердцу уголок» (посещение мест, наиболее любимых детьми).
В процессе организованной образовательной деятельности дети узнают об истории возникновения города Ковылкино, о его символике, о традициях, о знаменитых людях, природе края. Работая по программе «Валдоня» и региональному модулю «Мы в Мордовии живём», знакомим детей с мордовскими национальными играми , сказками, декоративно-прикладным искусством Мордовии, национальными мордовскими костюмами, техникой украшения национальной одежды, орнаментом, предметами быта .Дети получают эти знания не только на занятиях ,но и во время кружковой работы под руководством Климёновой М.Ф.Также в ДОУ функционирует минимузей, где дети приобщаются к национальной культуре. Данная работа направлена на формирование у детей самосознания на основе культурно-этнических норм.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Педагоги поставили задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.
Музыкальные руководители детского сада Захаркина Т.Ф и Гурьевская Г.В. творчески подходят к созданию сценариев, развлечений и подбору музыки, знакомят детей с народными праздниками и обрядами – Рождество, Масленица, Пасха. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми должна протекать их взрослая жизнь.
Наряду с организованной образовательной деятельностью, в детском саду проводятся различные праздники: календарные, фольклорные, дни именин и др. В доступной форме доводится до детского сознания значимость таких праздников как «День города», «День защитников отечества», «День матери», «День Победы», «День России», и др.
Так , например, 1 августа этого года дети подготовительной группы принимали участие в праздновании Дня города (посетили Мемориал воинской славы, рисовали на асфальте, танцевали, читали стихи о родном крае, участвовали в играх и викторинах, с родителями посетили парк аттракционов и любовались праздничным салютом).
В преддверии празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, также проведена работа по ознакомлению детей с историей данного события: чтение книг, рассматривание картин и слайдов, изготовление сувениров, посещение с родителями города Саранска и его достопримечательностей.
Мы стремимся на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознать свое место в нем, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, стране. Воспитатели вместе с детьми намечают маршруты экскурсий. Фотоотчеты, посвященные экскурсиям по городу помогают детям еще раз пережить прошедшие события, вспомнить, поделиться друг с другом своими чувствами и впечатлениями, заодно дети тренируются в рассказывании, чтении стихов, развивают речь. На этом этапе наши педагоги собирают, анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о том городе, где они живут: об исторических фактах местного масштаба; об основных профессиях, присущих жителям нашего города; об окружающей природе.

Мы не нарушаем общий план воспитательно-образовательной работы – мы подкрепляем его пункты региональным материалом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного усвоения культурных ценностей.

В ценностных приоритетах на первый план дети начинают ставить любовь к отчему краю, признание личного достоинства, основанного на реальных заслугах, гуманное отношение к слабому, уважение к старшим.

В этом году наша страна отмечала 67-летие Великой Победы. В рамках этого события педагогами нашего ДОУ составлен перспективный план мероприятий, посвященный 67-летию Победы, в нем отражены:
— обучающе-познавательная деятельность ( тематические занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, физической культуре);
— совместная деятельность педагогов и детей (посещение краеведческого музея, просмотр слайдов, видеофильмов, репродукций, чтение книг, сказок, прослушивание аудиозаписей о войне, беседы о войне, приглашение ветеранов Великой отечественной войны);
— свободная деятельность детей и родителей (изготовление альбомов, изготовление военной атрибутики, символики, герба и флага для занятий познавательного характера, изготовление русских костюмов, чтение художественной литературы о России, посещение массовых народных праздников и др.)

Вся эта разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и гражданственности. Для нас это не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители. Какие открытия делаются вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т.п. – содержат краеведческий материал. Книги фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Карты Мордовии, Ковылкино позволяют путешествовать по ним, находить знакомые улицы, реки, озера и.т.д. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены.

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.
Задача родителей, как и педагогов – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни

С родителями запланированы тематические встречи, акции, круглые столы. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, участвуют в играх, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Большую роль оказывают родители в оформлении уголков, в изготовлении наглядных пособий и фотогазет .
Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы». Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему). Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем Мордовия моя».
В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора территорию детского сада, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Также в своей работе мы предложили родителям следующие рекомендации:

• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
• Расширяйте собственный кругозор.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.

Заключение
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, республике, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.