Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Особенности дымковской росписи.

Особенности дымковской росписи.

Искусство глиняной игрушки как одно из самых древних по праву признается уникальным и самобытным явлением культуры.
Как знать, всегда ли глиняная игрушка была «игрушкой», но удивительные фигурки коней, всадников, птиц, барынь, зверей и сегодня много говорят о людях, их сотворивших.
Свои представления о мире, природе, человеке, о вечном добре, печали и радости безымянные авторы вкладывали в маленькие, неприметные творения рук своих, скупыми средствами добиваясь выразительности образа. И сейчас поражает нас безудержная фантазия, изобретательность мастера, способного на выдумки и «разную разность», чтобы удивить, порадовать и ребенка и взрослых, позабавить всех.
Искусство глиняной игрушки как одно из самых древних по праву признается уникальным и самобытным явлением культуры.
Как знать, всегда ли глиняная игрушка была «игрушкой», но удивительные фигурки коней, всадников, птиц, барынь, зверей и сегодня много говорят о людях, их сотворивших.
Свои представления о мире, природе, человеке, о вечном добре, печали и радости безымянные авторы вкладывали в маленькие, неприметные творения рук своих, скупыми средствами добиваясь выразительности образа. И сейчас поражает нас безудержная фантазия, изобретательность мастера, способного на выдумки и «разную разность», чтобы удивить, порадовать и ребенка и взрослых, позабавить всех.
Веселое это искусство — глиняная расписная игрушка, ласковое и неожиданно удивляющее, простое, доходчивое и по-народному мудрое!
Один из видных исследователей русского народного искусства В.С.Воронов называл игрушку «малой бытовой скульптурой». С этим можно в полной мере согласиться, воспринимая ее сегодня как часть предметной среды.
История русской глиняной игрушки связана с развитием гончарного ремесла в России. Время донесло до нас названия древних русских городов, где издавна делали игрушку. Это Новгород, Москва, Коломна, Рязань, Зарайск и многие др. Исследователь народного искусства И.А.Богуславская пишет о том, что народному искусству свойственно веками удерживать и видоизменять древние образы и приемы. Глиняная игрушка занимает в этом плане едва ли не первое место. Причиной тому — сама природа этого искусства и особые пути его развития.
Все это можно отнести к дымковской игрушке. Для многих из нас само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками, красочными, празднично нарядными, пестрыми, как свадебный букет. Это действительно так!
Уже более 150 лет существует в слободе Дымково в г. Кирове (в г. Вятка) этот самобытный и крупный центр производства всемирно известных игрушек. Они широко представлены во многих музеях нашей страны. О них написано много книг. О них хорошо знают не только взрослые, их любят, ими восхищаются дети.
Само происхождение промысла связывается с народным праздником «свистунья». А лепили их когда-то и раскрашивали мастеровые, которых еще в ХV веке великий князь Московский Иван III, стремясь подчинить некоторых жителей города Великий Устюг влиянию Москвы, выселил из слободы Дымково, что на другом берегу реки Сухоны. Так обосновалась часть устюжан за рекой Вяткой и название слободы своей перенесли на новое место. Так и пошло название Дымковская слобода, что за Вяткой. Дошло до наших дней и облетело все страны мира с прекрасной, редкостной по красоте и нарядности игрушкой.
Во многих исторических записях находили мы сегодня упоминание о веселом народном празднике «свистопляске», если «свистунье», во время которого несколько дней были шумные ярмарки, стоял в городе шум, смех, веселье и свист в глиняные свистульки, которые на ярмарочных рядах занимали едва ли не главное место среди прочего товара.
Скульптурные нарядные фигурки барынь, водоносов и всадников, коней и индюков, птицы, различные сценки из провинциальной городской жизни: катание на каруселях, катание в лодке, чаепитие, кавалеры с барышнями — вот те нехитрые сюжеты, которые составляют праздник красок замечательных игрушек Дымково.
Характер этой игрушки особый. Пластина и силуэт фигурок, их орнаментика и сочетания красок дополняются выразительными деталями лепки — пышными воланами на платьях кукол и оперении индюков и птиц, пышными цветами на голове и шляпками, нарядной кокардой и эполетами на всадниках и кавалерах. Эти лепные детали являются замечательным украшением игрушек, звучным цветовым камертоном, их художественным украшением.
В дымковской игрушке есть своя гамма цветов — синего, железного, малинового, красного, желтого, коричневого, оранжевого и черного, которая необычайно констатирует с яркой белизной фона игрушки. Основу дымковской росписи составляет простейший геометрический орнамент, состоящий из кругов и овалов, прямых, волнистых и зигзагообразных линий. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент.
Роспись дымковской игрушки идет по меловому грунту (мел разводят на снятом молоке) отчего краски, растертые на яичном желтке, приобретают глубину и яркость, дают матовую поверхность.
В пластике формы, ее лепке основой женской фигуры (барыньки) явилась юбка — колокол с торсом, которая варьировалась каждой мастерицей по-своему. К «ступке» отдельно прилеплялась шарик-голова, руки калачиком и др. лепные дополнения. Роспись передает характер, внешний вид нарядной одежды и украшена простым орнаментом, но предельно красочным и декоративным. Что же отличает дымку от др. расписных игрушек? Различные сочетания одинаковых мотивов создаю впечатление богатого разнообразия узоров игрушки. Нарядную пестроту дымковских фигурок дополняют ромбики из потали (тончайшие листочки из сплава и цинка, имитирующие золото). Такое украшение, сверкающее позолотой, увидишь только на дымковских игрушках.
Народный талант импровизации не иссекаем. Мир образов дымки бесконечно светел, радостен, весел, в миру реальный и сказочный, наивный и необыкновенно искренний. Сюжеты игрушек необыкновенны разнообразны — от жанровых сценок современности до откровенной фантастики в виде индюков с хвостами жар-птицы и деревьев с красивыми розами-цветами…
Были на промысле и свои знаменитые мастерицы-художницы: Мезрина А.А., Кошкина Е.З., Пенкина Е.М., Косс-Деньшина Е. М. Есть прекрасные мастера и сейчас. Но что самое интересное, что у каждой из них свои излюбленные краски, цветовые сочетания. Вот, например, Анна Афанасьевна Мезрина писала больше малиновым фуксином, зеленой, темно- синей, желто-оранжевой красками. А манеру письма Евдокии Захаровны Кошкиной отличает более нежная гамма голубого, сиреневого, палевого, желтого, красного цветов. В творчестве Екатерины Иосифовны Косс-Дельшиной есть всё — от мелких свистулек до сложной многофигурной композиции «Карусель». Роспись ее игрушек отличалась большим разнообразием красок.
Сегодня в дымковской игрушке мы видим новых оригинальных сюжетов, сказочно прекрасных персонажей, исполненных талантливыми руками молодых мастериц-художниц.
Развитие промысла дымковской игрушки определяется усилением декоративности в орнаменте росписи, поисками иных средств выразительности в пластике образов. Нить древней традиции в русской игрушке постоянно обновляется, сохраняя самое важное – живые корни народной культуры. И в музее, и в детском саду обаятельные фигурки дымковских игрушек воспринимаются как живая связь времен, воплощением прошлого в настоящем. [Л. Пантелеева]

[size=5][/size]