Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > консультация для родителей

консультация для родителей

В данной консультации раскрываются признаки речевых нарушений у детей.Консультация для родителей
«Признаки нарушений речи у детей»

Период так называемого возрастного (физиологического) косноязычия при наличии нормального психического и физиологического развития и полноценного слуха ребёнка обычно длится до 3-х – 5-ти лет. К этому времени произношение ребёнка должно стать правильным.
Всякое отступление от правильного произношения в возрасте после 5-ти лет необходимо рассматривать как затянувшееся физиологическое косноязычие, которое может стать стойким. Поэтому именно в этом периоде жизни ребёнка (до 5-ти лет) особенно важно внимательно следить за формированием его произношения и вовремя предупреждать возможное закрепление косноязычия.
Необходимо, чтобы родители, воспитатели и лица, окружающие ребёнка , внимательно следили за развитием речи детей, за формированием её фонематической стороны. Недопустимо , чтобы взрослые в разговоре с ребёнком подражали его неправильному произношению, не учитывая того, что они тем самым лишают ребёнка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного, а это ведёт к тому, что у ребёнка не воспитывается слуховой самоконтроль и закрепляется неправильное произношение. С детьми всегда необходимо говорить правильно и, таким образом, служить им хорошим примером для подражания.
Физиологическое, возрастное косноязычие, как уже было сказано, в большинстве случаев ликвидируется без посторонней помощи, в соответствии с возрастным развитием речи ребёнка. Но случается, что у ребёнка уже в период формирования речи, иногда даже в возрасте 2-2,5 лет наблюдаются грубые нарушения в произношении, которые нельзя отнести к возрастному косноязычию, например:
1. Ребёнок не выговаривает звуки К и Г или совсем их не произносит (вместо кукушка говорит у-уш-а), либо заменяет эти звуки звуками Т и Д (кошка – тошта, гусь – дусь).
2. Заменяет звонкие согласные (звуки Б, Д, Г, З, Ж, В) глухими согласными (П, Т, К, С, Ш, Ф), например, баба – папа, дом – том, зубы – супы, жук – шук и т.д.
3. Заменяет звуки Т и Д звуками Ки Г, например, тут – кук, дома – гома и т.д.
4. Искажённое произношение свистящих или шипящих звуков (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ) например:
• При произнесении этих звуков просовывается кончик языка между верхними и нижними резцами (межзубный сигматизм).
• Произносят эти звуки при боковой утечке воздуха, т.к. спинка языка выгибается по направлению к нёбу и выдыхаемая струя проходит не по середине, а по бокам языка (боковой сигматизм).
• При произнесении шипящих или свистящих звуков подтягивают нижнюю губу к верхним резцам, как при произнесении звуков В и Ф (губно-зубной сигматизм)
• Произносят шипящие или свистящие звуки в нос, а иногда заменяют их звуками Х или белорусским Г, например, стол – хтол, глаза – глага.
5. Ребёнок искажает произнесение звука Р, например:
• Ребёнок произносит его гортанно, коряво.
• Произносит его обеими губами, как кучерское ПРР.
• Произносит звук Р при боковом положении языка, отчего вместо звука Р слышится звук, происходящий от быстрого сочетания звуков Р и ЛЬ.
• Произношение звука Р в нос.
• Замена звука Р звуком Ы (рама – ыама, рак – ыак).
6. Искажённое произношение звука Л:
• Произношение обеими губами, как двугубное В.
• Замена звука Л звуками Д или Н (лампа – дампа, лук – дук, лампа – нампа, лук – нук).
Все перечисленные недостатки произношения выходят за пределы физиологического косноязычия и поэтому при наличии указанных неправильностей не следует ждать возраста 5-ти, 6-ти лет. В этих случаях помощь ребёнку необходима немедленно. Она оказывается в специализированных детских садах, речевых группах и на пунктах коррекционно-педагогической помощи при поликлиниках, детских садах, школах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
http://www.unibytes.com/rm/8pkgW8k4K6qj52FdNApYVgB