Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Влияние дидактических игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравст¬венного и эстетического воспитания детей с общим недо¬развитием речи.
Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравст¬венного и эстетического воспитания детей с общим недо¬развитием речи.
Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Формирование игровой деятельности в дошкольном воз¬расте предполагает ее организацию логопедом и воспита¬телем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрос¬лых.
У детей с общим недоразвитием речи на¬ряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих дейст¬вий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной ре¬чи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактичес¬кие игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойст¬ва предметов, находить в них сходства и различия и т. д.
Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразитель¬ность.
В начале обучения целесообразно прово¬дить дидактические игры на различение (а затем и назы¬вание) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых пред¬ставлений (много; мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.
В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на постав¬ленные вопросы, воспитывает выдержку. (Ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают.)
Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как «Оде¬нем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покор¬мим куклу обедом», участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят на¬выки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы си¬него (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Уга¬дай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фо¬нематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т, д.
С дидактическими игрушками дети могут играть инди¬видуально или коллективно.
Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать мат¬решку, подбирать грибочки по цвету.
Для детей с общим недоразвитием речи большое зна¬чение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладуш¬ки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-маль¬чик»), В такие игры играют обычно 2—3 ребенка.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные кар¬тинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Большинство дидактических игр логопед проводит со всей группой детей в форме занятия.
Пример та¬кого занятия:
Игра «Купание куклы».
Цели: ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнить их значение): купать, раздеть, снять (платье), намылить, вымыть, вытереть (живот, голову, спину);
— обучение детей предметным действиям, выполнению их в опреде-ленной последовательности;
— активизирование имеющегося словаря;
— привлечение внимания к речи логопеда.
Методические приемы: сопровождение всех действий с куклой речью взрослого, многократное употребление новых слов и сло-восочетаний в различных грамматических формах и синтаксических свя-зях, варианты построения предложений, вопросы к детям.
Ход игры
Все необходимое для купания куклы следует приготовить заранее. Затем логопед предлагает детям сесть за стол и обращается к ним со словами: «Дети, сегодня мы будем купать нашу куклу Катю. Катеньку будем купать. Я приготовила стул (ставит стул), ванночку, воду, мо¬чалку, простынку. (Логопед говорит медленно и четко, указывая на называемые предметы.) Сейчас Настя приготовит постельку для Кати». Ребенок подходит к кровати, а логопед говорит: «Вот Настя сняла по¬крывало» — и девочка снимает покрывало. Если ребенок выполняет действие медленно, логопед успевает еще раз сказать: «Настя сняла (снимает) покрывало». Далее он продолжает: «Сложила его аккуратно. Видите, дети, как Настя складывает покрывало. Сложила покрывало и повесила на стул. Аккуратно повесила. Настя, откинь одеяло. Катя будет спать после купания».
Затем логопед привлекает внимание детей к кукле: «Посмотрите, дети, как радуется Катя! Она видит водичку. Водичку видит. Смеется Катя. Тянет ручки. Ручки тянет. Ей очень хочется купаться! Сейчас мы разденем Катю. Снимем всю одежду: и платье снимем, и трусики снимем, и рубашечку снимем. Все снимем. Ведь купать ее нужно голенькую. Мамы всегда раздевают детей перед купанием». Логопед приглашает детей по одному помогать раздеть куклу. Свои действия и действия детей он сопровождает речью: «Сначала снимем платье. Са¬ша расстегивает пуговицы. Одну пуговицу расстегнул. Еще пуговицу расстегнул. И снимает платье. С одной руки снял рукав и с другой руки снимает рукав. Что мы сняли?» Дети отвечают: «Платье».— «Правильно, платье сняли. Саша, повесь платье на стул (на спинку стула). Садись, Саша. А Наташа поможет снять трусики (колготки, рубашечку, маечку)» (в зависимости от того, во что одета кукла).
Логопед продолжает: «Вот и раздели нашу Катю. Все сняли: и платье, и рубашечку, и трусики. Стала она голенькая. Можно купать Катю».
Подготовленную воду (горячую и холодную) логопед наливает в ванночку, сопровождая действия речью: «Я наливаю горячую воду,
Ой-ой, какая горячая вода! Катя будет плакать. Дети, как она будет плакать?» «У-у-у-у», — отвечают дети. «Надо налить холодной воды. Я наливаю холодную воду. Теперь вода стала теплая. Наша Катя не будет плакать. И не простудится. Потрогайте, дети, какая теплая во¬дичка в ванночке». Дети опускают пальцы в воду. Если кто-то из де¬тей не делает этого, настаивать не следует. «Какая вода в ванноч¬ке?»— спрашивает логопед. «Теплая». — «Можно купать Катеньку?’»— «Да (можно)». Затем логопед обращается к кукле: «Иди, Катенька, купаться». А потом и к детям: «Давайте вместе позовем Катю: иди купаться, Катя! Иди, Катя!» Дети непроизвольно зовут, кто как мо¬жет. А логопед продолжает: «Садись в водичку, Катя. Вода теплая. Скажите Катеньке, какая водичка». — «Теплая». — «Это у меня мыло, Катя. Сейчас мы намылим голову. Вот так. Что мы намыливаем?» — «Голову». — «И вымоем волосы. Вот так мы вымоем голову. (Логопед просит детей подержать куклу, помыть ей ру^и (ноги), полить водой.) И лицо тоже вымоем: носик вымоем, уши вымоем — все вымоем. Что я мыла Кате?» — «Уши, нос, рот». После этого логопед повторяет на¬званные детьми слова, но уже в предложениях или словосочетаниях. Например, он опрашивает: «Что я мыла Кате?» — «Рот». — «Правиль¬но, рот я мыла Кате. А что еще?» — «Щеки». — «Да, да и щеки мыла. А кто мне помогал?» — Саша».
«Теперь возьмем мочалку, намылим ее. Мочалку намылим. Вот как я намыливаю мочалку. Вымоем тело, спину вымоем, грудь вымоем, животик вымоем, руки вымоем и ноги вымоем — все вымоем». Логопед делает паузы, чтобы его речь совпадала с действиями. Когда все дейст¬вия с куклой выполнены, логопед спрашивает детей: «Что я мыла, де¬ти?» После вопроса логопед показывает еще раз, как моют спину, жи¬вот и т. д., облегчая тем самым поиск нужного слова. Если дети что-то не называют, логопед напоминает им: «Спину вымыли. Живот вымыли. И руки вымыли». И т. д.
«Теперь надо смыть мыло. Таня, помоги мне. Возьми лейку. По-ливай из лейки. Сначала полей на головку. И на лицо полей. Теперь полей на спину. И на животик. Полей на руки и на ноги. Смыли мы¬ло. Чистая Катя. Вот и выкупали Катю. Она стала чистая и румяная. Надо вытереть ее скорее, чтобы не озябла Катя. Чтобы не простуди¬лась наша Катенька. Настя, помоги мне вытереть Катю». Логопед вы¬тирает куклу полотенцем, приговаривая: «Головку вытрем полотенцем. И лицо вытрем. Глазки тоже надо вытереть. И щеки, и уши. Что мы вытерли?» Дети отвечают однословно, а логопед как бы повторяет их слова, но уже в словосочетании или предложении: «Голову вытерли, лицо вытерли. Правильно Настя сказала, что глазки вытерли. Да, да, и рот вытерли, и щеки. Все вытерли. Теперь я вытираю руки. А Настя держит Катю. Что я вытираю?» — «Спину, грудь, живот, ноги, руки». — «Заверну Катеньку в простынку и положу в кроватку. Спи, Катенька, а мы пойдем гулять. Скажите Кате, дети: спи, спи, Катя!» — «Спи, спи!» Логопед еще раз повторяет: «Спи, спи, Катя! А мы пойдем гу¬лять!» И дети уходят.
Подобные занятия следует строить таким образом, что¬бы они содержали образцы речевого поведения, способст¬вовали формированию внимания к речи, а также, актуали¬зировали имеющиеся у детей речевые средства. Важно на первых занятиях создавать такие условия, чтобы дети вы¬сказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой. Вначале это бу¬дут различные эмоциональные возгласы детей, звукопод¬ражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.
С этой целью, например, в только что описанной игре логопед побуждает детей к высказываниям, задавая воп¬рос: «Что мы вымыли?» — «Живот, руки…» Необходимо отметить, что такие ответы детей не следует смешивать с хоровыми, когда требуется что-то повторить вслед за ло-гопедом. Нам представляется, что хоровые ответы мало полезны для младших детей, поэтому мы не рекомендуем их использовать. Тем более что эти ответы являются об¬разцами отраженной, а не инициативной речи.
Дидактические игры должны быть направлены на овла¬дение предметными действиями. Как правило, после та¬ких игр дети переносят полученные навыки в сюжетно-ро¬левую игру. Поэтому с куклой можно провести целую се¬рию игр, воспроизводя в них сюжеты из реальной жизни: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «На¬поим куклу чаем».