Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Умение дружить, как одно из условий успешной адаптациив школе

Умение дружить, как одно из условий успешной адаптациив школе

Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них эстетических представлений, через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений «что такое хорошо» и «что такое плохо» мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослого.
Формирование у детей эстетических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте , справедливости являются частой причиной конфликтов между детьми, что определенно влияет на адаптацию и успеваемость в школе.«Умение дружить, как одно из условий успешной адаптации в школе»
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» — высказывание Сухомлинского.
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.
Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые.
Поступление в школу — ответственный момент в жизни каждого ребенка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь — это учеба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Кроме того, вчерашний дошкольник попадает в новую обстановку, в новый детский коллектив, с которым должен сдружиться.
Потребность и умение общаться со сверстниками также является необходимым условием успешного обучения в школе. Задачи педагога (воспитателя) заключаются в том, чтоб научить ребенка общаться, уметь заботиться о других, а не только думать о себе. Педагог должен позаботиться о комфортном, равноправном пребывании ребенка в коллективе, а в самой группе развивать взаимопонимание, дружбу и сотрудничество. От педагогов, которые должны положительно влиять на детей, требуется много знать, творчески мыслить и обладать немалым терпением. Воспитатель должен не только иметь хорошие манеры, но и постоянно самосовершенствоваться.
Так как темой моей работы по самообразованию является «Формирование дружеских взаимоотношений между детьми», я изучала эту проблему более глубоко
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них эстетических представлений, через которые ребенок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Отсутствие таких представлений «что такое хорошо» и «что такое плохо» мешает ему контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослого.
Формирование у детей эстетических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте , справедливости являются частой причиной конфликтов между детьми, что определенно влияет на адаптацию и успеваемость в школе.
Для решения данной проблемы использовала следующие методы:
1. Чтение художественной литературы.
Я широко использовала поэтические произведения для формирования дружеских взаимоотношений между детьми , так как поэтическое слово, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию личностных качеств, определяющих его поведение, в том числе и в обществе сверстников; побуждает к живому отклику на различные жизненные ситуации. Благодаря поэтическим произведениям ребенок приобщается к эмоциональному состоянию других людей, переносит чувства и эмоции по поводу литературных персонажей в реальные жизненные ситуации.
Находясь в обществе сверстников, ребенку важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого воспитатель учит детей разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями. Художественные произведения я использовала в следующих формах работы с детьми:
1. чтение художественных произведений, беседы по их содержанию;
2. разыгрывание сюжетов художественных произведений при помощи различных видов театра;
3. инсценировки, драматизации стихов;
4. разучивание стихов на нравственную тематику, которые также можно использовать при разрешении конфликтных ситуаций;
5. напоминание детям в сложившейся конфликтной ситуации образа положительно героя;
6. подвижные игры на установление добрых взаимоотношений в группе;
7. занятия на нравственную тематику;
8. создание с детьми «Книжки-мирилки» с отрывками из стихотворений на тему дружбы и взаимопомощи.
Дети активно обсуждали :
— поступки литературных героев (Так, им не понравились грубая Любочка «Едет Любочка в трамвае-она билета не берет. Всех логтями раздвигая, пробивается вперед», ябеда Сонечка из стихов Барто «Мне попало что-то в глаз, я пожалуюсь на вас», но поразило доброе отношение и поддержка заикающегося ребенка в стихотворении Михалкова «Хорошие товарищи» );
-решали типичные для детских коллективов ситуации (например в беседе Как можно пожалеть? Дети активно вступают в диалог с героем Мишуткой и обсуждают поступок ребят в произведении Михалкова «Хорошие товарищи»: «Не легко ему даются все слова на букву К, но ребята не смеются, дружба классная крепка»; « Миша выговорит слово, а другого не видать.Но товарищи готовы, если нужно подождать» );
— разыгрывание поэтических произведений с использованием настольного театра ( например стихотворение Л.Кузнецовой «Дружба»: «Как хорошо всем вместе так весело дружить, аукаться, шептаться и чай с малиной пить);
— инсценировка поэтических произведений(например Даниила Хармса «Очень страшная история»
Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

2. Наглядный метод
В своей работе я использовала картины на нравственную тематику. Дети обсуждали поступки героев, изображенных на картинах, высказывали свое мнение по поступкам героев и предлагали пути решения из предложенных ситуаций.
3. Метод художественного творчества:
— коллективные творческие работы (например для Хрюши ребята рисуют в подарок «Хоровод дружбы»; в повседневной деятельности изготовление «Книжки-мирилки» с использованием поэтических произведений – например Л.Кузнецова «Поссорились»
-хороводные игры( например, с использованием произведения Владимира Орлова «Кто кого»)
3. Игровой метод:
Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
— игра эстафета «Добрые слова»(После чтения произведения Маршака «Ежели вы вежливы» — победит та команда, которая назовет больше вежливых слов )
Игры на коммуникацию способствуют развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. «Паутина» представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы или класса. Так же , я эту игру использовала на динамическом часе с родителями.
Коммуникативные игры чрезвычайно полезны для всестороннего развития детей. Проигрывая различные жизненные ситуации дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных моментов, поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе. Благодаря коммуникативным играм ребенок приобретает навыки общения с окружающими людьми, как взрослыми , так и сверстниками. А все это способствует более успешной адаптации и социализации у детей.
Так же я использовала на динамическом часе игру «Сапожки». Через эту игру дети ненавязчиво учились договариваться друг с другом, а кроме того и со взрослым.

4. Метод наблюдения за детьми:
Наблюдая за детьми в процессе их общения друг с другом видно, как дети общаются между собой, как зарождается дружба между казалось бы совершенно противоположными по характеру детьми . Потребность ребенка в общении позволяет педагогу реализовывать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по-настоящему гуманную направленность, способствуют их сплочению.

5. Метод псих. тренингов
Используя книги Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?» я применяю в работе с детьми психологические игры и упражнения, например упражнение на снятие накопившейся агрессивной энергии «Рубка дров» ( слайд 21)
Чтобы как-то обозначить свое поведение в группе, мы с детьми создали альбом «Правила поведения в группе». Дети сами выдвигали правила, мы их схематично изображали и внедряли в жизнь группы.

Рассмотрев с детьми таблицу — можно повесить её на отдельное место в группе. Таблица станет частью развивающей среды.
Но кроме этого, дети должны знать, что же можно в группе и смогли бы объяснить новому ребенку это. Для этого мы в группу поселили солнышко, которое объясняет, что у нас можно все. (Каждый раскрашивал свое солнышко). А что все? И дети сами рассказывают. Что можно в нашей группе(В лучиках написано) ( слайд 16 —17) (беседы по картинкам «Я и мое поведение»)

А еще мы некоторые правила обыгрывали. Мы использовали журнал «Дошкольная педагогика» №5 июль 2008г.( как научиться договариваться и избежать ссоры, как делиться игрушками, как оказывать друг другу помощь).
Используя в своей работе программу «Я-ты-мы» я разработала для детей 3-4 лет рабочую тетрадь, по формированию дружеских взаимоотношений.
В этой тетради дети рисуют паутинку для друзей паучка, а также инсценируют стихотворение «Но зато друзья кругом», знакомятся с вежливыми словами и изучают самих себя, помогают разрешить проблемную ситуацию котенку и щенку и многое другое.
Привитие нравственных чувств важно именно в дошкольном возрасте – научиться радоваться, сопереживать.
Ценным приемом является общение старших дошкольников с младшими. Так они учатся проявлять заботу, внимание, доброту, сочувствие.
На поведение ребенка, его взаимоотношения с товарищем или группой сверстников педагог может влиять не только (и, может быть, не столько) прямым образом, но и через роль, опираясь на образ, передаваемый в игре. Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных, дружеских чувствах и отношениях. Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения. Наблюдение должно быть целенаправленным. При этом руководствоваться можно следующими показателями дружбы между детьми в группе:

— предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, особенно заметные между отдельными детьми, но проявляющиеся не в ущерб другим;
— интерес к деятельности сверстников, желание и умение договариваться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре и роли, считаться с интересами товарищей;
— проявление заботы о товарище по группе, об общем деле, о развитии хорошей, дружной игры; помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь нужное для отдельных детей, группы), желание выручить товарища;
— известная объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарища (по справедливости), получая при этом удовлетворение;
— выражение дружеских отношений по собственному побуждению (а не только по указанию, совету взрослого);
— дружеские отношения не только в присутствии воспитателя, но и без него.
Обозначенные показатели могут послужить для воспитателей ориентиром, к которому они станут стремиться при воспитании у детей дошкольного возраста дружеских чувств и отношений.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь воспитателям и родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Воспитатель должен познакомить родителей с этими правилами, а те с свою очередь должны объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.
Правила, которые помогут ребёнку в общении.
1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
3. Не дерись без причины.
4. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вме¬сте, это нестыдно.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме¬ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза¬тельно у тебя будут.
9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповтори¬мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Родители должны помогать преодолевать детям адаптационный период, оказывать детям поддержку и обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения. Прежде всего ребенок, конечно, общается с родителями , и климат в семье для него в основном зависит от родителей и от их эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с родителями , унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.
Методы воспитания, вызывающие у ребенка
положительные эмоции отрицательные эмоции
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)
хвалили упрекали
поощряли подавляли
одобряли унижали
целовали обвиняли
обнимали осуждали
ласкали отвергали
симпатизировали одергивали
сопереживали позорили
улыбались читали нотации
восхищались лишали чего-тонеобходимого
делали приятные сюрпризы шлепали, пороли
делали подарки ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в про¬цессе общения родителей с малышом.
Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества- вот те качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.
А воспитатель в свою очередь должен постараться научить детей сотрудничать, уважать других, сопереживать, уметь уступать в некоторых ситуациях. И обязательно не забывайте по чаще хвалить ваших детей.
А в этом нам помогут рекомендуемые фразы для общения:( как педагогам , так и родителям).
Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

Автор: Мальчикова Наталья Леонидовна, воспитатель 1 квалификационной категории БДОУ СМР «Детский сад №24» , г. Сокол Вологодской области.