Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Ознакомление с родным городом как средство развития дошкольника в разных видах деятельности

Ознакомление с родным городом как средство развития дошкольника в разных видах деятельности

[fДошкольный возраст является одним из важных этапов в развитии личности. Именно в этом возрасте начинается приобщение ребенка к миру искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, с миром природы, миром окружающих его людей, формируется представление ребенка о собственном “я”.
У нас, живущих в таком городе, как Санкт-Петербург, есть неиссякаемый источник воспитания и образования. Санкт-Петербург является мировым культурным центром и внесен в список Всемирного Наследия Юнеско. Жители Санкт-Петербурга с его основания прилагали усилия к созданию и сохранению его уникального наследия. Можно сказать, что быть петербуржцем – это не только почетно, но и ответственно.
В процессе знакомства с родным городом, ребенок получает знания о природе города, о его культуре и культурных традициях, о его промышленности, этнографии, биологии, экологии. Все это изучается не отдельно одно от другого, а комплексно. На конкретных, близких и доступных им примерах дети учатся понимать взаимосвязь природы и общества, им становится намного понятнее и ближе проблемы истории и культуры. Город становится для дошкольников источником впечатлений, источником знаний. Духовное возрождение города немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к нему, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам, к его природе.
ont=Times New Roman][/font][size=7

][/

size]Дошкольный возраст является одним из важных этапов в развитии личности. Именно в этом возрасте начинается приобщение ребенка к миру искусства, устанавливаются первые отношения человека с миром предметов, с миром природы, миром окружающих его людей, формируется представление ребенка о собственном “я”.
У нас, живущих в таком городе, как Санкт-Петербург, есть неиссякаемый источник воспитания и образования. Санкт-Петербург является мировым культурным центром и внесен в список Всемирного Наследия Юнеско. Жители Санкт-Петербурга с его основания прилагали усилия к созданию и сохранению его уникального наследия. Можно сказать, что быть петербуржцем – это не только почетно, но и ответственно.
В процессе знакомства с родным городом, ребенок получает знания о природе города, о его культуре и культурных традициях, о его промышленности, этнографии, биологии, экологии. Все это изучается не отдельно одно от другого, а комплексно. На конкретных, близких и доступных им примерах дети учатся понимать взаимосвязь природы и общества, им становится намного понятнее и ближе проблемы истории и культуры. Город становится для дошкольников источником впечатлений, источником знаний. Духовное возрождение города немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к нему, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам, к его природе.
Исходя из вышесказанного, я считаю свою тему актуальной для развития дошкольника. Ознакомление с родным городом возможно только при условии активного взаимодействия ребенка с окружающим миром эмоционально- практическим путем, т.е. через игру, общение, труд, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Ознакомление с Санкт-Петербургом я начинаю с младшей группы. Поскольку тема “Город” является трудной для детского понимания, если дается без предварительной подготовки, то в младшей группе дети сначала узнают о доме, как первооснове города, о семье, о городской природе. Затем пространство расширяется. Дети получают знания об улицах, реках, мостах, транспорте, о труде петербуржцев. Основные знания об истории, культуре города дети получают в старшем возрасте. Я использовала следующие формы работы:
• Непосредственно образовательная деятельность, направленная на сообщение новых знаний. Дети знакомятся с правилами безопасности на улице, в общественном транспорте, с правилами поведения дома, в музее и в театре.
• Большое место я отводила продуктивной деятельности. Поддерживая интерес к знакомству с городом, я использовала разные приемы – совместно с детьми рисовали, делали поделки из бумаги, декоративные пластины из пластилина, использовали нетрадиционные техники изображения города. В беседах дети приобретают речевые навыки – осваивают и используют в разговорной практике сложные предложения, пересказывают тексты, составляют небольшие рассказы, сказки о городе.
• Игры, ориентированные на познавательную деятельность детей: использование дидактических игр, типа лото, домино, игрового поля с фишками, игры – путешествия с использованием карты. Развивающие игры “Прогулки по городу”, “Профессии горожан”, “Собери и назови”. В сюжетно-ролевых играх дети обыгрывают различные профессии горожан.
• Автобусные экскурсии.
Наиболее результативными приемами считаю:
• Введение детей в игровую ситуацию, что придает их действиям активный, поисковый характер.
• Использование наглядного материала: иллюстрации, репродукции, фотоматериалы, схемы, карты.
• Использование технических средств: показ слайдов о Санкт-Петербурге, прослушивание аудиозаписей со звуками природы, городской жизни.
• Чтение художественных произведений, разучивание стихотворений о Санкт-Петербурге.
• Сочинение с детьми рассказов, сказок о городе.
• Активное вовлечение детей в художественную деятельность.
При ознакомлении с городом я использую технологию мнемотехники: кодирование (при разучивании стихотворений), мнемотаблицы и коллажи (обучающие).
Для лучшего усвоения материала в группе была создана предметно-развивающая среда:
• Выделено специальное пространство для «Уголка Петербурга».
• Организованны условия для многовариативных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, строительно-конструктивных, развивающих петербургской тематики.
• Интерьер оформлен с использованием Петербургской символики.
• Детская художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации, репродукции о Петербурге в соответствии с накопленными детьми опытом, их возрастными особенностями, картотека стихов и загадок.
• Творческие работы детей, отражающие городской пейзаж, жизнь города, впечатления детей от прогулок по городу.
• Фото детей и их, близких во время прогулок по Санкт-Петербургу.

В своей работе считаю важным тесное сотрудничество с родителями. Взрослые должны осознавать значимость работы воспитателя по теме «Петербург» и вовлекаться в процесс. Поэтому я запланировала следующую работу:
Родительское собрание по теме «Город как среда воспитания ребенка»
Выставка творческих работ (родители вместе с детьми рисуют город)
Участие в подготовке атрибутов к играм
Выполнение совместных творческих заданий (сочинение рассказов, сказок о Петербурге, оформление альбомов о городе)

В результате осуществления моей работы хочу помочь детям ориентироваться в Санкт-Петербурге, раскрыть возможности общения с прекрасным городом, заинтересовать взрослых, заставить их заглянуть в справочники, энциклопедии и вместе с детьми узнать и полюбить Санкт-Петербург.