Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > "Особенности усвоения ролей мужчины и женщины".

"Особенности усвоения ролей мужчины и женщины".

Консультация для воспитателей.Перед ребёнком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребёнка есть свои планы и намерения, свои интересы. Он имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках. Современная наука располагает данными, что первые 5-6 лет жизни- период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающие на последующем развитии слои психики и личности, в которые вплетены гендерные отношения родителей и детей. Половая идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом и будущем)- составная исторически сложившаяся структура самосознания.
Буквально с момента рождения ребёнка родители ориентируются на половую роль6 учат мальчика быть мальчиком, а девочку-девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежды, подборе игрушек, играх. Очень рано ребёнка поощряют подражать родителя своего пола, который становится для своего малыша своего рода образцом, эталоном. Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть её туфли, покрыть лаком ногти и т.д. В 3 года ребёнок поглощён лишь внешними различиями между полами, темп, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, манере их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, а мама целует и ласкает). Поэтому, так необходимо, чтобы перед глазами ребёнка были обе модели поведения: женская9в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В семье, где ребёнка воспитывают оба родителя, он рано включается в деятельность, свойственную его полу. Мальчик подражая отцу, «заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом, словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику уроки физических упражнений. А девочка больше тяготеет к совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома. Очень рано родители должны начинать поощрять в ребёнке поведение, традиционно считающееся соответствующим его полу. Словом и делом в сознании детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и для «девочек». Иногда в целях воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость сына, поощряют суровость , агрессивность. Отец проявляет большую , чем мама требовательность к тому, чтобы занятия ребёнка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку, а сына за подобные дела папа может и высмеять. А если ребёнок растёт без отца? Тогда на формирование его полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины-родственники или друзья дома. Нет такого влияния — и тормозится процесс половой социализации
С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных и киногероев. У девочек это принцессы, царевны, персонажи сказок. Подражание женским образам нередко подталкивает старших дошкольников к развитию художественных способностей. У современных мальчиков носителями мужского поведения , к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно расцениваются как проявление мужественности.
Серьёзную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку , а девочку, как мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился. Девочку стригут под мальчика, приучают к не традиционным для неё занятиям и формам поведения. Все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на целостном развитии ребёнка. Даже невинные , на первый взгляд, переодевания малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребёнка различных сексуальных отклонений. Негативно скажется на развитии ребёнка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придёт само собой. Наивность ребёнка а проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни, сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей неполноценности может занизить самооценку ребёнка, омрачить и последующую его жизнь.
Мальчик находится в значительно менее благоприятной ситуации, чем девочка. Мать традиционно проводит с маленьким ребёнком гораздо больше времени. Отца же ребёнок видит реже, поэтому в его глазах он менее привлекательный объект. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика практически в любой культуре первичной оказывается идентификация с матерью, т. е. феминная.
В плане становления половой идентичности мальчику предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов масскулинности. Однако решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребёнок, особенно в обществе (воспитатели детского сада, врачи, учителя), — женщины. В итоге мальчик гораздо меньше знает о поведении, соответствующем мужской половой роли. Мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек, не участвовать в женских видах деятельности и т. п. При этом в нашей стране ребёнок имеет относительно мало возможностей для собственно маскулинных проявлений (например, агрессии, самостоятельности, двигательной активности ), так как взрослые относятся к ним достаточно амбивалентно, как к источнику беспокойства. Поэтому стимуляция со стороны взрослых также преимущественно негативная: не поощрение «мужских» проявление , а наказание за «мужские».. в качестве примера можно привести типичное родительское высказывание : « Как не стыдно плакать, ты же мальчик», причём мужские способы реакции на обиду или не предлагаются, или обесцениваются ( «нельзя драться»).
Постоянные и настойчивые требования: «будь мужчиной», «ты же мальчик» сочетаются с отсутствием возможностей сформировать и проявлять мужской тип поведения в какой-либо из сфер жизни.
У девочек это происходит несколько легче. Традиционно их награждают прозвищами6 плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д.. их гораздо чаще опекают родители. Не смотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевой индетификации, им труднее определиться в полоролевых предпочтениях. Причины этого, что девочки видят жизнь своих мам, в их обязанностях- помощь мамам по хозяйству, им нельзя прыгать, кричать и т. д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтому большинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремления играть в мальчишеские игры, чем у мальчиков девчоночьи.
Мальчики стремятся к независимости, а девочки-к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в массовые игры, девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
Как только ребёнок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами, у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что он сам. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам. А мужчины стараются этого избежать. Пока ребёнок растёт, он видит, что именно женщина занимается такими делами, и если ребёнок — девочка, это будет интересовать её больше, чем мальчика.
Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет жизни. Девочки заполняют альбомы «принцессами» и автопортретами, а мальчики — машинами и военными сражениями, и никогда наоборот. У девочек рисунки ярче и с большим количеством мелких деталей. У мальчиков почти каждый рисунок — новое , неожиданное принципиальное решение: дом — космический корабль; дом — стоящий на трёх слонах. Опираясь на эту символику. Легко найти эмоциональный отклик в душе ребёнка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И наоборот, если информация, не затрагивает эмоций, она проходит мимо.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички — и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом всё окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.
У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает прежде всего человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению. Для девочек характерно проявление интереса к тому , что их непосредственно окружает (обстановка, утварь, одежда). Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они , как правило, прилежнее и исполнительнее по сравнению с мальчиками. Более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, острее реагируют как на поощрение, так и порицание.
Таким образом, усвоение ролей мужчины и женщины сводится к осознанию детьми своей принадлежности к одному из полов и формированию знаний и навыков поведения того пола, к которому ребёнок принадлежит: у девочек — фемининного, у мальчиков — маскулинного.