Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Из опыта работы

Из опыта работы

Дошкольный возраст — это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.Сюжетно-ролевая игра как сфера
коммуникативной самостоятельной деятельности детей

Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить.
А.М. Горький.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из первых детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладениями навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. К примеру, играя в детский сад, изображает воспитателя, ведущего занятие с детьми в группе (на ковре).
Но самое основное – в игре ребёнок воплощает свой взор, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Педагогические принципы организации сюжетной игры:
1. Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду – для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2. Второй принцип организации сюжетной игры – воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый более сложный способ ее построения.
3. Третий принцип организации сюжетной игры – начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры яв¬ляется наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
— бытовые (игры в семью, детский сад);
— производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин);
— общественные (игры в празднование дня рождения, в школу, в полёт на Луну).
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (убаюкивает или кормит дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения детьми сюжетно- ролевой игрой мы показываем, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим.
Для успешной полноценной организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие самостоятельной коммуникативной деятельности детей, в группе создана динамичная игровая среда. Подбор атрибутов, находящихся в легкодоступном месте, соответствует возрасту детей и их игровым интересам. Детям предоставляется возможность самостоятельно создавать игровую среду.
В зависимости от этапа обучения сюжетно-ролевой игре имеются необходимые образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки-двигатели (машинки и др.), конструкторы. Подбираем соответствующие принадлежности для игр: фартуки, повязки, халаты, шапочки. В группе организована зона для развертывания бытовых игр, где дети могут готовить, стирать и гладить. В связи с расширением тематики современных игр выделяем место и подбираем атрибуты для организации игр «Зоопарк», «Автогородок», «Салон красоты», «Космос», «Компьютерный центр», «Исследователи» и др.
Игра с детьми начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли. Если возникают какие-либо затруднения мы не «диктуем», а стараемся предложить ту или иную роль, событие как равный партнер. Далее дети выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
Чтобы включить в игру различные типы отношений мы выстраиваем «куст» ролей следующим образом:
врач: пациент, медсестра, другой врач.
шофер: пассажир, полицейский, водитель другой машины.
капитан: пассажир, матрос, капитан, другого судна.
В сюжетно- ролевой игре важно участие педагога. Мы стараемся искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взяв на себя определённую игровую роль, способствуем переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показываем необходимость участия в игре детей.
С детьми мы вступаем в ролевое взаимодействие, активизируем ролевой диалог, «замыкаем» детей на ролевом взаимодействии, играем с детьми как равный партнер по игре.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых учувствуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т.д.
Следовательно, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Но ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Исполняя ту или иную роль, они внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам поведения — бывает так или не бывает: “Мамы так не делают”, “Суп после второго не подают”. Из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации, как правило, возникают ссоры и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации. В разрешении конфликтов нам помогают разговоры, беседы с детьми, при этом нам необходимо быть объективными, наблюдательными и справедливыми.
В условиях чуткого и бережного обучения и руководства сюжетно- ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно- ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и со взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения
Специфика обучения игре дошкольников старшего возраста состоит, прежде всего, в последовательном прохождении основных стадий игры, которыми при нормальном развитии ребёнок овладевает в раннем возрасте.
Ведущими направлениями в руководстве ролевой игрой является формирование обобщённых игровых действий и ролевого поведения в постепенно усложняющихся сюжетах.
Сюжетно-ролевая игра может трансформироваться в игру-фантазирование (в старшем дошкольном возрасте), когда сюжет лишь частично опирается на имеющиеся в наличии игрушки и материалы, строится в основном в плане речи, как свободное фантазирование, совместное рассказывание. Это могут быть мотивы сказок с волшебницами, феями, прекрасными замками, балами; с космической тематикой. Например:
— Хочешь, я расскажу тебе сказку?
— А о чем?
— О трех крокодилах. Ты только не бойся.
Крокодилов звали Дракоша, Крошка и Антошка. Они дружили, не ссорились. Им было по 6 лет. Они любили играть в мяч, любили книги рассматривать.
— А у меня есть куклы Фикси. Они были волшебницами. (Это уже вступает в диалог новый участник игры.)
Они летали по ночам среди звезд. А затем спускались на землю. Они обладали непобедимыми. Ведьмы их боялись.
Прежде всего, надо сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера.
Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
Таким образом, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
В заключении хочется сказать, что сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от нас, педагогов. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.