Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > КОЛЛАЖ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ТВОРЧЕСТВУ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

КОЛЛАЖ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ТВОРЧЕСТВУ (КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желательные для родителей личностные качества детей. Когда и как можно не только научить ребёнка определённым умениям, но и развивать в нём творческое начало, творческую активность? консультация для родителей по обучению двухлетних детей в изготовлении коллажа.

МБДОУ №13 «НЕЗАБУДКА»

КОЛЛАЖ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К ТВОРЧЕСТВУ
(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: БОНДАРЕВА Г.В.

2013ГОД.

[b][/b]

Любознательность, творческая активность, доброта и отзывчивость, пожалуй, самые главные, самые значимые и самые желательные для родителей личностные качества детей. Когда и как можно не только научить ребёнка определённым умениям, но и развивать в нём творческое начало, творческую активность?
Ребёнок второго года жизни ещё мал. Вследствие физиологической незрелости (недостаточная координация пальцев рук и т.д.) и лишь начинающей формироваться произвольности психических процессов его возможности ограничены. Какая же творческая деятельность доступна детям этого возраста?
Традиционно считается, что на втором году жизни начинать работу с аппликацией рано. Если рассматривать классический вариант подобной деятельности, это, несомненно, верно. Однако существуют другие виды изобразительной деятельности, которые доступны малышам. Я хочу вам рассказать о разновидности аппликации это – коллаж. Что это такое? Коллаж (от фр. Collage – наклеивание) — это такой приём в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре. Этот вид деятельности может предшествовать аппликации в работе с детьми раннего возраста.
Ребёнку второго года жизни не следует предлагать клей – он может вызвать аллергическую реакцию. К тому же ему достаточно сложно выполнить цепочку строго последовательных действий: взять деталь, обмакнуть её в клей, наметить место для приклеивания, приложить к нему деталь и слегка придавить её. Столь трудоёмкий алгоритм можно упростить: достаточно изготовить планшет с липкой поверхностью. Для этого необходимо приобрести три вида скотча: двусторонний, обычный (можно цветной, тогда цвет скотча будет служить фоном будущего коллажа) и малярный. На картонную основу с боков наклейте двусторонний скотч, а нему горизонтально прикрепите плотно прилегающие друг к другу полоски малярного скотча. Пусть рабочая поверхность выглядит неприглядно – поле деятельности для юного художника готово. Главный принцип устройства такого планшета – липкая поверхность, а технологию изготовления можно усовершенствовать.
Для первых детских коллажей используйте простые и доступные материалы: цветные ватные (косметические) шарики, вырезанные из цветного поролона шарообразные формы (диаметром 3 см), каштаны, жёлуди. Основное требование: ребёнку должно быть удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития пальцев в качестве изобразительных средств предлагайте малышу ватные диски, бумажные розетки из-под печенья (начинайте собирать из заранее), крупные фасолины, толстые коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. Их ребёнок будет брать пинцетным захватом, т.е. двумя пальцами. Выбор изобразительных средств зависит от сюжета картины. Для придания коллажу художественной завершённости взрослый может «припорошить» свободное пространство на основе любой крупой, обрезками цветного поролона, бумаги или сухоцветом (саше) и т.д. поэтому вырезая шарики из поролона, складывайте обрезки в небольшие прозрачные баночки. Важно помнить: используемый материал должен быть удобен и безопасен для малыша, а мелкие детали картины – прочно укреплены на рабочей поверхности, чтобы они не попали в его руки.
Как определить сюжет коллажа? Для этого надо определить замысел, выбрать яркий образ будущей картины, понятный и близкий ребёнку, задача непростая. Здесь необходимо учитывать и жизненный опыт малыша, и его настроение, интересы, пристрастия, и время года.
Самые доступные для детей этого возраста темы коллажа: поляна или клумба с цветами, разбросанные на берегу реки камешки, листопад, ковёр из разноцветных листьев, летящие снежинки, упавшие с яблони и раскатившиеся яблоки, падающие на ладошку капли дождя. Всё это во время совместных наблюдений на прогулке откроет для малыша мама, обратит внимание, покажет, объяснит. Если вы живёте в городе, можете вместе с ребёнком покормить крошками воробьёв, голубей, подзывая их «гули-гули», а затем делая ручкой «кыш!» — полетели птички. Малыши живущие в деревне могут ухаживать за домашними птицами. Всем детям независимо от того где они живут, одинаково доступны для понимания классические образы пушистых жёлтых цыплят и серо-голубых зайчат. Да и их самих не раз так называла мама, напевая потешки и песенки и ласково глядя по головке.
Так постепенно малыш накапливает жизненный опыт, а вместе с ним различные эмоциональные переживания. Это и отразиться в сюжетах его будущих картин.
Ребёнку ещё только предстоит освоить пространство планшета, поэтому главный композиционный принцип первых коллажей — хаотичность, разбросанность художественных объектов: листиков, снежинок, цветочков и т.д. располагая их на поверхности всего листа, малыш осваивает протяжённость пространства, его объём, и оно постепенно «раскрывается» перед ним.
Ребёнок растет и каждый день узнаёт, как связаны предметы между собой, что их связывает, где они могут находиться.
Теперь, выбирая сюжеты для коллажа, обратите его внимание на птичек у кормушки, ягодки на тарелке, яблоки в коринке, котят рядышком с кошкой.
Такой опыт наблюдений позволит от сюжетов с хаотичным расположением объектов перейти к сюжетам с локализацией предметов в определённом замыслом месте: «Цыплята рядом с мамой-курочкой», «Идёт дождь – капельки собираются в лужицы» и т.д. именно в таких сюжетах можно видеть настоящую композицию.
Если малыш уже освоил два типа композиции (хаотичное расположение и группировка вокруг центра), можете предложить ему более сложное задание – украсить изображение какого-либо предмета: новогоднюю ёлку, шапочку для куклы, шарфик . это сложное задание: малыш использует ограниченное пространство, ему приходиться действовать в границах контура предмета – елочки или шапочки. Поэтому позаботьтесь, чтобы изображения были крупными. Для придания положительного заряда деятельности малыша мотивируйте её: предложите сделать сюрприз для мамы, папы, бабушки и т.д.
Поговорим о приёмах работы при создании коллажа.
1. Приготовленный для работы планшет можно расположить по разному: прикрепить к планшету, доске, двери. Важно, чтобы центр был на уровне лица ребёнка: так легче дотянуться до любой части рабочей поверхности. Можно разместить планшет на столе, а рядом положить материал для работы – усидчивому малышу будет удобно. Но не пытайтесь усадить за стол непоседу. Предоставьте ему свободу: он может творить стоя у мольберта или присев на пол у дивана (кресла). Свобода в движении снимет напряжение, которое он испытывает за столом, поможет наиболее полно реализовать творческие замыслы.
2. Нужно заинтересовать ребёнка предстоящей работой, зарядить эмоционально, поделиться замыслом. Вам помогут песенки, стихи, игры, сюрпризы, например появление игрушки. Каждый раз в зависимости от замысла необходимо продумывать сюрпризный момент. Он может быть лирическим, озорным, весёлым, загадочным, но обязательно непродолжительным (резерв внимания малыша ещё не велик – а впереди ещё творческий процесс).
Обычно малыши, которые ещё не умеют использовать пространство планшета, кучно прикрепляют детали: у них пока мало опыта, они только учатся видеть пространство перед собой. Поэтому по мере необходимости помогайте ребёнку, направляйте его внимание в нужную точку. Например, скажите: «Вот сюда капелька пока ещё не упала», — и покажите место на планшете, куда можно приклеить голубой шарик.
Готовый коллаж поместить на видное, но недоступное для ребёнка место: искушение сразу же видоизменить шедевр у него очень велико. Ваш дом украшенный шедеврами крохи, станет теплее, роднее, интереснее…