Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > статья

статья

Алдашкина Анна Ивановна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №24 «Сказка» г.Тамбов
Тема статьи:
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДОУ

Алдашкина Анна Ивановна, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №24 «Сказка» г.Тамбов

ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ДОУ

В Российской Федерации одна из наиболее актуальных задач – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. В настоящее время осуществляется переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Воспитатель — центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования, к которому современное образование предъявляет особые требования.
В условиях вариативности дошкольного образования профессиональная деятельность педагогических кадров ДОУ усложняется и обретает новое содержание, что заставляет искать пути совершенствования системы подготовки специалистов дошкольного профиля, повышения их квалификации и методического сопровождения на рабочих местах. От современного работника ДОУ ожидается высокая степень социальной ориентированности, знание основных направлений государственной образовательной политики в дошкольной сфере, умение находить решение текущих проблем в контексте перспектив ее развития и осознавать культурно-исторические предпосылки происходящих изменений, способность к самоопределению и самоутверждению в новых условиях. Успех развития профессиональной компетенции воспитателей ДОУ во многом определяется готовностью педагогов к работе в непрерывном инновационном режиме, к гибкому, оперативному мобильному реагированию в своей профессиональной деятельности на постоянно изменяющиеся условия общества, личности, развивающихся технологий, непрерывно обновляющейся информационной среды. В связи с этим становится необходимым разработать такую программу, которая способствовала созданию условий для эффективного развития профессиональной компетенции и привела бы к увеличению результатов обучения, формированию позитивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Воспитать в ребенке человека с современным мышлением, способным к самореализации в жизни, смогут только воспитатели, обладающие высоким профессионализмом. Понятие «профессионализм» при этом включает, кроме методических, дидактических, психолого-педагогических знаний, еще и личный потенциал педагога. Главная задача воспитателя – помочь ребенку стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Современный воспитатель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование, активно включаться в методическую, инновационную и экспериментальную работу.
Современное общество нуждается в таком педагоге, который способен модернизировать свою педагогическую деятельность использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.
Воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении осуществляют 32 педагога. Среди них — 1 педагог с высшей категорией (3%), 12 человек — с 1 категорией (37%), 7  человек — со 2 категорией (23%) и 12 человек — без категории (37%).
Образовательный ценз педагогов следующий: высшее образование имеют — 21 человек, среднее специальное образование – 10 человек, неполное высшее – 1 человек.
В последнее время наблюдается тенденция к снижению количества молодых работников и одновременно происходит старение педагогических кадров. Так, из 32 педагогов 12 имеют стаж 20 лет и более, количество молодых специалистов составляет 4 человека. А для повышения качества образования и внедрения новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс необходим приток молодых кадров.
В нашем детском саду реализуется комплекс мер по сохранению квалифицированного педагогического кадрового потенциала, повышению престижа педагогической профессии, усилению мер социальной защищенности. С этой целью был разработан проект – «Поддержка и развитие кадрового потенциала». Назначение проекта заключается в обеспечении профессионального роста педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.
Однако исследования, проводимые по результатам реализации проекта, выявили ряд проблем:
— отсутствие опыта и недостаток знаний по дошкольной педагогике;
— неготовность некоторых педагогов  к инновационной деятельности;
— недостаточная активность большинства педагогов в профессиональном развитии и передаче своего опыта работы;
— недостаточно высокий уровень мотивации педагогических работников к повышению квалификации, участию в конкурсах профессионального мастерства.
Решить эти проблемы пробовали с помощью следующих задач:
— разработать системный подход к организации непрерывного образования и повышения квалификации педагогов;
— повысить мотивацию педагогов для участия в конкурсном движении (профессионального мастерства);
— активизировать творческий потенциал педагогов по обобщению передового педагогического опыта и его распространения.
Для развития творческого потенциала педагогов должна вестись планомерная работа: систематическое прохождение курсовой подготовки, своевременная аттестация, работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская и инновационная деятельность, освоение педагогических технологий, активное участие в педагогических конкурсах, фестивалях, мастер-классах, трансляция собственного педагогического опыта, использование ИКТ (ведение личных сайтов).
Одним из успешных моментов в реализации проекта было создание «Школы профессионального мастерства». Обучение педагогов в «Школе» проходило через организацию бесед, проведения семинаров, семинаров-практикумов, деловых игр, тренинговых занятий. Участие в тренингах, «разыгрывании» различных ситуаций, выступлениях на педсоветах – все это приближало педагогов к реальным профессиональным ситуациям и заставляло накапливать собственный социальный опыт.
В настоящее время, наряду с традиционными видами деятельности, реализуется такое направление, как развивающее, которое предполагает включение педагога в выполнение активной, творческой деятельности. В его рамках наиболее оптимальным видом являются конкурсы профессионального мастерства. Такие конкурсы имеют большую и разнообразную историю. Основной мотив участия в таких соревнованиях — стремление личности продемонстрировать окружающим профессиональное преимущество. Критериями такого признания являются: интеллигентность, высокий уровень образованности, профессиональная компетентность, толерантность. К тому же содержание конкурсных программ таково, что все это обязательно потребует проявления методики, творческого подхода, активности, самостоятельности, инициативности, мобилизации всех резервов, что способствует личному развитию.
Существует народная поговорка: «Не корми меня тем, чего я не ем». Ибо нельзя научить – можно только научиться. Станет педагог мастером своего дела или нет, зависит не только от системы обучения, но и прежде всего от усилий самих обучающихся. Изучение основ педагогического мастерства поможет специалисту увидеть и осознать основные вехи профессионального роста в соответствии с реальным уровнем возможностей каждого человека. Следует только самому нацелить свои усилия на достижение высокого профессионального уровня.
Данный проект имеет большое практическое значение, т.к. предполагает совершенствование работы с педагогическими кадрами в целях содействия росту их профессиональной компетентности, обеспечение им социальных гарантий и создание условий для дальнейшего профессионального развития и может быть реализован во всех ДОУ.
Список использованной литературы:
Богославец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольн6ого образования: Методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера,2009 г.
Лукина Л.И.Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
Майер А.А.Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2008 г.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Детский сад Будущего: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2010 г.
Моисеев А.М. Стратегическое планирование системных изменений в образовании. — М.,2003 г.