Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Консультация для воспитателей на тему: «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте

Консультация для воспитателей на тему: «Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте

«Формы совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи в раннем возрасте»Дар речи-уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека: восприятие, память, мышление, воображение, нравственные убеждения; с помощью речи передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
Однако было бы ошибочным рассматривать речь как нечто дарованное индивиду в готовом виде. Наблюдая за своими детьми, родители убеждаются в том, как долог и нелегок путь ребенка от первых произнесенных им нечленораздельных звуков до осмысленных слов и выражений, до свободного владения речью, ее грамматикой, звукопроизношением, богатством словаря. Благодаря тому, что ребенок, как правило, живет в говорящей среде, даже в тех случаях, когда родители не уделяют ему достаточно внимания, малыш, худо ли, бедно ли, и, скорее всего, с запозданием, все-таки научится говорить. Но оптимального речевого развития достигают те дети, с которыми целенаправленно занимаются. Помогая ребенку овладеть богатством родной речи, взрослые тем самым способствуют его всестороннему развитию.В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи . Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.
Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения. Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.
.
В дошкольном возрасте дети проявляют творческую изобретательность в играх в разнообразной художественной деятельности. Что касается речевой активности, уровень ее развития предполагает свободное владение родным языком, умение оперировать представлениями, комбинировать их, создавая новые образы, выражать свое отношение к ним. Как же научить детей свободному владению родным языком. Необходимо создать условия, в которых ребенок имел возможность целенаправленного обучения познавательным умениям.
-Во-первых, чтобы научились осознанно и самостоятельно обследовать объект (внимательно рассматривать, поглаживать, ощупывать, нюхать, надавливать, дуть), с тем, чтобы получить разнообразную сенсорную информацию;
1
-Во – вторых, использовать эти сенсорные эталоны, оценивая степень выраженности различных качеств и свойств (величину, цвет, форму, пространственное расположение и т. д.)
-В-третьих, анализировать наблюдаемый объект, устанавливать простейшие связи между строением органа и его функцией, между особенностями его внешнего вида и условиями обитания.
Очень важным является умение образно и выразительно передать свое эмоциональное отношение к объекту. У детей чаще всего это отношение выражается в общем суждении («нравится-не нравится», «красивый-некрасивый»)Наша задача-показать состояние объекта, научить детей оценивать его по внешним признакам. Личный опыт общения друг с другом, с взрослыми, с природой помогает подмечать особенности внешнего вида, поведения, способствует развитию словарного запаса, помогает переносить полученные представления в адекватную жанру речевую форму: описательный или сюжетный рассказ, загадку, пословицу или сказку.
Общение детей со сверстниками и взрослыми — важное средство и необходимое условие для воспитания и развития дошкольников.
Ребенок очень рано начинает ориентироваться не только в том, кого называть мальчиком, а кого дедушкой, кого дядей, а кого тетей, он ориентируется в гораздо более сложных социальных отношениях: кого называть Машей, кого тетей Машей, а кого Марией Николаевной. В приобретении этого жизненного опыта, как и всего другого, ребенку помогают взрослые. Поэтому всем нам важно вдуматься в то, как же мы называем другого человека, а в соответствующей ситуации и самого себя. Если кто-то из ребят не пользуется симпатией, авторитетом товарищей, ему надо помочь (быть более внимательным к нему, замечать достижения, отмечать положительные качества).
Общение происходит в разных условиях. Разнообразные формы организации встреч детей разных групп, детей и родителей, детей и сотрудников детского сада или представителей других профессий расширяют кругозор детей, способствуют воспитанию симпатии, дружеских чувств, уважению взрослых. Такие встречи очень полезны, они создают атмосферу теплоты, эмоционального подъема, учат общаться с людьми.
Огромное познавательное и воспитательное значение, способствующее развитию образного мышления, обогащению речи детей имеют произведения устного народного творчества и произведения художественной литературы.Знакомство с народным творчеством начинается с потешек, колыбельных песенок. Детям нравится, когда, взяв куклу Катю на руки, начинаешь ласковым, нежным голосом припевать, покачивая ее:
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
2
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, можно показать, как громко лает собачка Белолоба и может разбудить Катю.
Дети дружно просят ее: «Ты, собачка, не лай. Белолоба, не скули». После таких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру. Для детей постарше можно подобрать потешки с более сложным смыслом. Не надо забывать и о сказках. Сказки надо рассказывать, а не читать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Важно предоставить время на осмысление. Интересно наблюдать, как дети делятся впечатлениями друг с другом. Чтобы узнать, как же дети запомнили и поняли сказку, можно внести в группу соответствующие игрушки и поинтересоваться: «Из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут и начинается беседа, в которой малыши вспоминают события сказки, поступки ее героя, выявляется отношения детей к ним. Можно так же использовать и такой прием, как прослушивание сказок в записи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в характер героя, насладиться нежностью, напевностью народного языка. Прослушивание образцов эталонного произношения в записи дает представление о правильной дикции и способствует развитию речевого слуха. Развивать слуховое внимание, учить дошкольников слухом контролировать свою речевую практику-значит, предупредить многие ошибки в произношении и интонировании.
Умение выразительно рассказывать или читать — не природное умение, его можно выработать и развить путем постоянной тренировки дикции и голоса.
Существует ряд упражнений( Приложение):
1.Упражнения на дыхание.
2.Упражнения на регулирование силы голоса.
3.Упражнения по работе над дикцией.
4.Упражнения на развитие речевого слуха.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Загадки, пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Например, дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Родиону: «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что Полина оделась неаккуратно, говорю: «Поспешишь — людей насмешишь». Во время прогулок пословицы, загадки, поговорки помогают ребятам лучше понять различные явления, события.
Хотя процесс овладения речью и происходит под непосредственным влиянием взрослых, у детей 3 лет сильное языковое чутье, именно поэтому в этот период они особенно склонны к словотворчеству. Даже те ошибки, которые дети при этом совершают, свидетельствует о большой совершаемой его мозгом работе по координации знаний.
3
Задача воспитателя в том, чтобы приблизить речь детей к речи взрослых, а для этого необходимо систематически обогащать ее новыми словами, учить вдумываться в смысл произносимых слов, знакомить с лексическим и грамматическим строем русского языка. Владение навыком выразительности речи и умение применять ее при работе с детьми способствует развитию грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.
Значительное место в развитии и воспитании детей раннего возраста отводится место знакомству с растительным миром, с комнатными растениями. Дети узнают, показывают и называют некоторые комнатные растения, их части. В начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых по уходу за растениями. Для развития словаря целесообразно использовать приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо (особенно после 1,5 лет) спрашивать: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?» С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами, их обозначающих.
Один из приёмов активизации речи ребёнка — мотивация действий с предметами и объектами, в данном случае — с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».
Не следует торопить ребёнка, порицать за медлительность, стремиться сделать за него то, что он способен осуществить самостоятельно. Важно, чтобы ребёнок преодолел трудности, почувствовал объективные условия выполнения задания. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Еще одна из форм-сценарий активизирующего общения.
Воспитатель здесь выступает как неформальный лидер, который заранее разрабатывает определённую программу, сценарий, определённые дидактические задачи. Но строго следовать им он не должен. Реализованный сценарий — результат взаимодействия плана, намеченного воспитателем, и встречной активности детей.
Особенностью сценариев активизирующего общения является то, что участие в играх-сценариях добровольное и каждый ребёнок может «включиться» или «выключиться» в любой момент. Сценарии могут быть рассчитаны на довольно значительное время — от 15 до 35 минут. Но это время работы педагога, а не отдельного ребёнка. Содержанием сценариев являются организованные игры, ситуации общения, доступные возрасту детей
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?
Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком , в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество . Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.
В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог
4

Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими . Педагог должен быть готовым к импровизации , к встречной активности ребёнка.В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего [1]
Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:
• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;
• внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;
• поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;
• детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;
• преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:
во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах. Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем следующие формы совместной деятельности:
• наблюдение и элементарный труд в природе;
• сценарии активизирующего общения;
• игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
• слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
• инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
• игры на развитие мелкой моторики рук;
5
• дидактические игры и упражнения;
• бытовые и игровые ситуации;
• элементарное экспериментирование.
Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.
Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы «перетекают» с места на место — они занимают позицию то «внутри» играющих, то рядом, то вдалеке.
Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.
Приложение
Прочитайте стихотворение на одном выдохе:
На ночь глядя зайцы разыгрались
И едва друг с другом не подрались.
Прилетел к ним тетерев –учитель
И сказал: «Сейчас же замолчите!
Что за шум вы подняли в лесу?
Или позабыли про лису?»
1.Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.
Прочитайте стихотворение на одном выдохе:
Тили-бом!Тили-бом! Заливать Кошкин дом,
Загорелся Кошкин дом! А лошадка- с фонарем,
Загорелся Кошкин дом! А собачка-с помелом,
Идет дым столбом! Серый заюшка-с листом.
Кошка выскочила, Раз!Раз!Раз!Раз!
Глаза выпучила. И огонь погас.
Бежит курочка с ведром
6
1.Главной задачей ставьте воссоздание в воображении картин и передачу их при чтении.
Прочитайте стихотворение на одном выдохе:
Посреди двора-гора. Приходите к нам ребята,
На горе идет игра. Не забудьте взять лопаты,
Прибегайте на часок, Экскаваторы,совки,
Залезайте на песок: Ведра и грузовики.
Чистый,желтый и сырой, Тут и крики,тут и смех,
Хочешь-рой, И работа есть у всех.
Хочешь-строй,
Хочешь-куклам испеки
Золотые пирожки.
2.Прочитайте отрывок из стихотворения,интонационно обочначая паузы.Читать нужно по-разному:1 беззвучно артикулируя,2 шепотом,выделяя слоги,3 громко,подчеркивая ритм,4 несколько раз подряд,все время убыстряя темп.
С дымом мешается Рядами блестят (…).
Облако пыли (…), Миг(…)-и рассыпались
Мчатся пожарные Медные каски.
Автомобили(…), Лестницы выросли
Щелкают звонко (…), Быстро,как в сказке (…).
Тревожно свистят (…), Люди в брезенте-
Медные каски Один за другим (…)-
Лезут в пламя и дым
2.Вспомните,с какой интонацией и каким голосом произносили в сказке Л.Толстого «Три медведя» одну и ту же фразу Михайло Иванович,Настасья Петровна,Мишутка: «Кто ложился в мою постель и смял ее!».Произнесите ее от имени каждого из героев.
3.Представьте,что вы находитесь в лесу,наслаждаетесь его запахами и подражаете кукушке.
Глаза разбежались, А сколько кукушка
7
И сердце ликует Мне лет прокукует?
Кукушка кукует. Ку-ку!Ку-ку!
Кукует? Ку-ку!
Кукует? Все кукует!
Кукушка куку Кукует,кукует
В лесу на суку: Кукушка-кукунья…
Ку-Ку!Ку-ку! Кукует,кукует!
Ку-Ку!Ку-ку! Сто лет накукует
Лесная вещунья.
3.Представьте,что вы играете на барабане и ваши руки легко отскакивают при каждой ударной гласной в слове.
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов

Била Била
Бурю. Бой.
3.Произнесите скороговорки: Завизжала пила,зажужжала пчела.
Два дровосека,два дроворуба,два дровокола.
По Чите течет Читинка.
Шли сорок мышей,несли сорок грошей,две мышки поплоше несли по два гроша.

4.Произнесите поговорку «Заиграл пастушок на свирели»,интонацией передавая разное отношение к случившемуся (констатация факта,сожаление,радость,злость,удивление).

8