Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Формирование коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей 3-4 лет

Формирование коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности у детей 3-4 лет

В своей педагогической деятельности особое внимание я уделяю на развитие коммуникативных навыков детей , т.к. дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В своей педагогической деятельности особое внимание я уделяю на развитие коммуникативных навыков детей , т.к. дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, я заметила, что умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Для активизации речевого развития, особенно на начальном этапе, в своей работе я часто использую различные виды деятельности: развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Театральную деятельность я организую так, чтобы дети не воспроизводили текст сказки, а только выполняли определённые действия. Текст читаю 2 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети 3-4 лет с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако, развить и обыграть сюжет пока не могут. Поэтому я обучаю некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью провожу такие игры как «Наседка и цыплята», обыгрываю сценки по литературным произведениям («Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского), использую потешки. Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельной игры, раздаю детям игрушки, предметы.
Формирование интереса у детей к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей. Театрализованные куклы я стараюсь использовать не только на занятиях, но и в повседневном общении с ребёнком. Игровой опыт расширяю за счёт освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок. Знакомство детей с театральной куклой — бибабо и театрализованными играми произошло уже в первой младшей группе. Малыши смотрели драматизированные сказки и другие инсценировки которые показывали воспитатели и старшие дошкольники, «Рукавичка», » Курочка ряба» Дети так же знакомы с играми – имитациями: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок». Следующий этап — отработка основных эмоций: покажи, как веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).
Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомлю с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого использую этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаю навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Ступени работы следующие.
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного, плоскостного на фланелеграфе, пальчикового. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов и сказок.
Игровой опыт детей обогащается при использовании специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо артистам).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно вести куклу или фигурку героя в режиссёрской театрализованной игре.
Третья группа-умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться.
Постепенно детей включаю в процесс игрового общения с театральными куклами, затем совместные импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного с детёнышами» и т.д. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Трудность понимания и запоминания книжных текстов заключается в том, что по стилю эта речь отличается от разговорной. Поэтому, знакомя детей с литературным произведением, важно убедится в том, что текст ими понят в полной мере. Чтобы облегчить детям понимание и запоминание текста, я стала применять прием с использованием мнемодорожек (элементы мнемотехники), а затем уже и мнемотаблиц. Эта технология хорошо изложена в разработке Т.В. Большевой “Учимся по сказке”. Этот прием облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотаблицы задавали целостность рассказывания, упорядочивали его. Дети получали “письма”, которые нужно было” прочитать. “Читая письмо”, дети составляли небольшие по содержанию, но связные по изложению и последовательности рассказы сначала коллективно, а затем уже и индивидуально, когда каждый ребенок получал ”письмо” лично. Детям это задание очень нравилось и приносило видимый результат по развитию связности речи.
Известно, что совершенствование мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребёнка, особенно его речевых способностей. Поэтому я сочла нужным с помощью тактильных ощущений формировать творческое воображение у детей, мышление, внимание, память, связную речь, умение пересказывать. Для этого стала использовать игровые задания с тактильными дощечками и мешочком.
Упражнение №1:
— Разложите дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10.
— Предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки, Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат.
— Затем ребёнок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
Упражнение №2:
Ребёнок берёт дощечку №1(на которой мех). С закрытыми глазами ощупывает. Спросите, что напоминает поверхность?
Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!
Теперь трогаем дощечку №4. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце и пр. Спросите вашего ребёнка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дощечек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребёнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.
Упражнение №3:
У вас и вашего ребёнка, наверняка много знакомых и родственников (детей и взрослых). Поиграйте с ребёнком в весёлую игру. Представляйте, что каждая дощечка – это кто – то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед). Потому что у него такая же мягкая пушистая борода. Дощечка №8 (пустая) – сосед Вася, потому что лысый и т.д. Детвора с удовольствием играет в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить ребёнку нарисовать, кого напоминает дощечка.
Упражнение №4:
Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребёнку составить сказку или мультфильм из дощечек. Например: «Я иду по мягкой траве (берёт дощечку №1). Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку № 2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошёл дождик и на стекле появились капли (дощечка с воском). И так далее. Побуждайте ребёнка фантазировать, задавая вопросы.
Упражнение №5:
Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему.
Например: дощечки №1,8,3 – приятные, потому что они мягкие, пушистые, гладкие и т.д.
Дощечки №2 и 7 – неприятные, потому что колючие, шершавые и т. д.
Упражнения с «тактильными дощечками» проводятся индивидуально или по подгруппам (5-6 человек), если возникает игра и любой ребёнок подключается к ней, то любое количество детей участвуют в игре, например: 10 детей.

Наряду с элементами мнемотехники использую развитие творческого воображения, потому что именно с трех лет появляются первые проблески направленного воображения. Моя задача состоит в том, чтобы не растерять свои творческие возможности тем, у кого они уже проявляются, и главное, развить эти возможности у тех, чье воображение еще спит. Работа проводится с использованием заместителей (“На что похож мой волшебный кружок?”). Дети называли ассоциации по цвету, н-р, желтый кружок – это солнышко, одуванчик, цыпленок, мячик и т.д. У нас в гостях побывали кружки самых разных цветов, затем использовала и фигурки разных форм (треугольники, квадраты, овалы), палочки разной длинны. В процессе работы если сразу задания вызывали затруднения, то постепенно почти ко всем приходила свобода фантазии, ребята придумывали что-то свое.
Далее при работе со сказками использовала прием “проживания” сказки. Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача была ввести детей в сущность сказки, т.е. научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе беседы выясняли, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал. Для сравнения ставила детей на место героя сказки, спрашивала о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации, конечно при этом направляла детей, подсказывала им. Н-р, сказка “Колобок”. На вопрос, какой был колобок? Дети отвечали: хитрый, т.е. не просто жалели колобка, а еще и анализировали его поступки, хитрый, потому что он всех обманывал, но нашелся тот — кто его хитрее и съел его. При “проживании” сказок в словарь ребенка вводятся уже новые слова, обозначающие качества личности, характера, (добрый, злой, плохой, хитрый, глупый, веселый, грустный и т.д.). Очень хорошо себя зарекомендовала “Волшебная палочка”. Ребенок сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героя из беды. Возникает так называемая связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
В процессе этой работы я ввела еще один прием – картинки — схемы — загадки. Знакомя детей с очередной сказкой, вместе с детьми замещали ее персонажей символами – кружками – заместителями. На листе бумаги размещались персонажи – заместители по цвету и размеру, из какой – ни будь сказки (медведь — большой, коричневый; мышка – маленькая, серая и т.д.). Детям давалось задание найти нужную сказку. Так как сказка была уже хорошо понята и разобрана, то дети без особого труда находили нужную схему из множества.
А также играли в игры — “Угадай сказку”, “Разложи по порядку”, “Герой какой сказки?” и др.
Также проводилась большая работа по воспитанию любви к книге, бережному отношению к ней. Была собрана с помощью родителей богатая библиотека красочно- иллюстрированных книг. Кроме этого учили много стихов, песенок, игр с пальчиками, речевых игр, разучивали подвижные игры и многое другое.
Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);
• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);
• объяснить происхождение слова (например, закоулочки).
Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говориться “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю — запоминаю”. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать.
В результате проделанной работы я овладела следующими технологиями:
• Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения)
• Моделирование
• Ситуация ”проживания”
• Проблемный метод обучения
• Метод противоречий и доказательств
• Метод ассоциаций
• Коммуникативные технологии (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры) и т.д.
• Организация творческого поиска
• Метод аналогий
Мною намечена на учебный год и частично проведена работа с родителями по театрализованной деятельности – это и проведение семинара-практикума по развитию речи, совместные развлечения по литературным произведениям, конкурс чтецов, в котором совместно с детьми участвуют и родители. Также я привлекаю родителей к изготовлению кукол и декораций к сказкам, заучиванию пословиц и поговорок с детьми, разъяснение их смысла, разучивание стихов и чтение сказок и т.д.
Анализ ресурсного обеспечения:
В детском саду созданы благоприятные условия для организации театрально-игровой деятельности.
В рамках информационно- методического обеспечения в методическом кабинете имеется следующая методическая литература:
. М.Д. Маханева. «Театрализованные занятия в детском саду».
. А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».
В рамках материально-технического обеспечения я использую на занятиях технические средства:
1.Музыкальный центр.
2.DVD плеер.
3.Телевизор
4.Ноутбук.
5.Проектор.
В группе для использования на занятиях театрально-игровой деятельности детей имеется различный материал:
1.Иллюстрации.
2.Маски-шапочки.
.Костюмы.
.Театр кукол би-ба-бо.
.Различные виды настольного театра.
. Тактильный мешочек и т.д.
Подводя итог своей педагогической деятельности, сделала следующие выводы: все перечисленные выше методы и приемы, применяемые мной в работе, эффективны, что проверено на практике. Дети стали более раскрепощенными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание.
В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования.. Да и когда используешь в своей работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне.

Тема «Развитие коммуникативных качеств детей средствами театрализованной деятельности»