Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Тема: Особенности разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.

Тема: Особенности разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.

Тема: Особенности разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.Экспериментальное изучение особенностей возникновения конфликтов между детьми в игре.Тема: Особенности разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре

Введение

Резкие изменения в социальной и экономической сферах жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает, сегодня особую значимость. Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.
Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Очевидно, что общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем несравнимое удовольствие.
Умению устанавливать положительные отношения с окружающими и его роли в становлении личности во все времена придавалось большое значение. В связи с этим, сложности во взаимоотношениях между людьми и пути их преодоления являются предметом специального внимания педагогов и психологов, особенно, если речь идет о детях.
Конфликты дошкольников с ровесниками постоянно привлекали внимание педагогов и психологов. Но рассматривались они в основном в связи с проблемами трудновоспитуемости и агрессивности (Е.Д. Белова, Л.С. Выготский, А.С. Грибоедов, А.С. Залужный, И.П. Иванова, В.Р. Лисина). Причины конфликтов между детьми исследователи связывали с особенностями организации деятельности (Н.С. Пантина, Т.А.Репина, С.Г. Якобсон), операциональной или мотивационной несформированностью игры у детей (А.А. Рояк, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская). Некоторые исследователи одну из причин конфликтов видят в так называемой конфликтной личности ребенка (Н.С. Пантина, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская).
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому, информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.
К проблеме конфликтного поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский и другие. Они считают, что в дошкольном возрасте конфликты чаще всего возникают по поводу игры, так как она является ведущей деятельностью дошкольников.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью проблемы предупреждения конфликтного поведения у детей дошкольного возраста в игре.

Выводы по первой главе.
В результате теоретического анализа литературы по проблеме конфликтов между детьми дошкольного возраста в игровой деятельности можно сделать следующие выводы:
1. Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию.
2. Среди причин возникновения конфликтов между дошкольниками в игре отмечают следующие: разрушение игры, по поводу выбора общей темы игры, по поводу состава участников игры, из-за ролей, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, по поводу правильности игровых действий.
3. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности операциональной стороны игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности.
4. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы. От трех до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в четыре года, второй — около шести лет.

Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей возникновения конфликтов между детьми в игре.
2.1. Организация и методы исследования

Целью квалификационного исследования является выявление особенности разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.
В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: способы разрешения конфликтных ситуаций в игре изменяются с возрастом ребенка.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать причины возникновения конфликтов в игре, способы разрешения дошкольниками конфликтов в игре.
2. Сравнить причины возникновения конфликтов в игре, способы разрешения конфликтов в игре в среднем и старшем дошкольном возрасте.
3. Выявить способы реагирования на конфликтную ситуацию детей дошкольного возраста с различным социометрическим статусом.
4. Разработать рекомендации по профилактике конфликтов среди дошкольников.
Исследование проводилось на базе ФГКДОУ д/с № 153
г. Трёхгорный 1, Челябинской области. В исследовании приняли участие 40 дошкольников (20 – средней и 20 детей старшей группы) детского сада.
На первом этапе была проведена работа по выявлению причин конфликта, способах воздействия дошкольников в конфликтных ситуациях в разных возрастных группах дошкольного возраста, выявлены способы реагирования на конфликтную ситуацию детей дошкольного возраста с различным социометрическим статусом.

На втором этапе работы осуществлялось оформление результатов исследования, сравнение полученных данных, формулирование выводов, составление рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.
Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы следующие методики:
1. Наблюдение в игре (Анжарова А.И.) [31].
2. Проективная методика «Картинки» (Калинина Р.Р) [21].
3. Социометрическая методика «Капитан корабля» (Романов А.А) [31].
Первый этап работы по выявлению причин конфликта в разных возрастных группах использовалась наблюдение в игре (Анжарова А.И) [31].
Содержание: Экспериментатор организовывает и проводит длительное наблюдение за игровой деятельностью детей. Экспериментатор наблюдает со стороны и вносил в протокол все проявления конфликтного поведения дошкольников. Критерии и оценка результатов: проявление негативного конфликтного поведения оценивается по следующим критериям:
— причины возникновения конфликтов;
— особенности поведения детей в конфликтной ситуации;
— острота конфликтов;
— способы разрешения конфликтных ситуаций;
Методика «Картинки» (Калинина Р.Р) [21].
Цель: изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации;
Материал: сюжетные картинки
Содержание: Каждому ребенку индивидуально предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в детском саду, изображающие следующие ситуации:
• Группа детей не принимает своего сверстника в игру.
• Девочка сломала у другой девочки её куклу.
• Мальчик взял без спроса игрушку девочки.
• Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
Ребёнок должен понять изображённый на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа.
Критерии и оценка результатов: В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает 5 вариантов решения одних и тех же конфликтных ситуаций:
1. Уход от ситуации («Не знаю, что делать», «Убегу», «Заплачу» и т.д.);
2. Обращение к взрослому, жалоба («Расскажу обо всем маме или воспитательнице, пусть она их накажет»).
3. Агрессия («Я их (его, т.е. обидчика)изобью, накажу, отниму…» и т.д.)
4. Вербальное воздействия («Я попрошу, чтобы они так не делали, уговорю, чтобы вернули, скажу, что так нельзя»).
5. Бесконфликтное решение в пользу других («Я просто подожду, пусть они сами поиграют», «Не буду мешать», «Построю еще один домик, он случайно сломал»).
В протоколе фиксируется количество используемых детьми способов реагирования на конфликтную ситуацию, отображенную на картинке. Подсчитав количество способов, определяется, какой из них наиболее характерен для каждого ребенка. (см. Приложение № 4)
Для выявления социометрического статуса каждого ребенка в группах использовалась методика «Капитан корабля» (Романов А.А) [31].
Цель: выявить социометрический статус ребенка в группе сверстников. Материал: рисунок корабля
Содержание: Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы: (Приложение № 1)
• Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?
• Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?
Ответы детей заносятся в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
Критерии и оценка результатов:
• популярные («звёзды») — дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);
• предпочитаемые — дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);
• изолированные — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);
• отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).
Итак, подобранный комплекс методик позволит изучить особенности разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.

2.2. Анализ результатов исследования разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.

В данном параграфе представлены результаты исследования разрешения конфликтных ситуаций дошкольниками в игре.
Причины конфликтов в игре дошкольников средней и старшей группах представлены в таблице 1.
Таблица 1
Причины возникновения конфликтов в игре у дошкольников средней и старшей групп
Кол-во зарегистр.
конфликтов Причины возникновения конфликтов
разрушение игры выбор общей темы состав участников из-за ролей из-за игрушек сюжет игры правильность игровых действий
средняя группа
(4-5 года) 100%
20%
5% —
25%
35%
5%
10%
старшая группа
(5-6 лет) 100% 4,6% — 9,1% 31,8% 18,2% 9,1% 27,2%
В 2-х группах 12,5% 2,5% 10% 30% 27,5% 7,5% 20%

В результате наблюдения в средней группе детского сада мы выяснили, что чаще всего конфликты между детьми возникают из-за ролей в играх и по поводу обладания игрушками.
При зарегистрированных в ходе наблюдения 20 конфликтах: (сюжетно-ролевая игра «Больница», «Путешествие», подвижные игры с использованием мячей, игры с строительным материалом, игры в транспортном уголке и т.д.)
• больше всего конфликтов зарегистрировано из-за игрушек – 7 конфликтов из 20 зарегистрированных (35%);
• примерно на том же уровне стоит количество конфликтов из-за разрушения игры – 4 (20%);
• число конфликтов из-за ролей составляет – до 5 (25%);
• новые виды конфликтов: при выборе общей темы игры – 1 (5%);
• при определении игрового сюжета – 1 (5%);
• по поводу правильности игровых действий – 2 (10%).
По результатам наблюдения за игровой деятельностью детей старшей группы нами были сделаны следующие выводы:
Всего было зарегистрировано за время наблюдения 22 конфликта (сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, строительная игра и т.д.)
• наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за ролей – 7 (31,8%);
• по поводу правильности игровых действий – 6 (27,2%);
• количество конфликтов из-за игрушек – 4 (18,2%);
• по поводу состава участников игры – 2 (9,1%);
• по поводу сюжета – 2 (9,1%);
• число конфликтов из-за разрушения игры – 1 (4,6%).
Способы разрешения конфликтов у детей средней и старшей групп отражены в таблице 2.

Таблица 2
Способы разрешения конфликтов у детей средней и старшей групп
Способы разрешения конфликтов
физическое воздействие опосредствованное воздействие психологическое воздействие словесное воздействие угрозы и санкции аргументы
средняя группа
(4-5 года)
25%
5%
10%
30%
5%
25%
старшая группа
(5-6 лет)
18,2%
4,6%
4,6%
27,3%
8,9%
36,4%
В 2-х группах 22,5% 10% 7,5% 30% 7,5% 32,5%

Результаты наблюдения способов разрешения конфликтов между детьми средней группы:
• чаще всего дети используют такой способ разрешения конфликтов, как «словесное воздействие» — зафиксировано 6 раз (30%);
• одинаковое количество раз – по 5 (25%) – зафиксированы «физическое воздействие» и «аргументы»;
• 2 раза (10%) использовалось психологическое воздействие;
• по 1 разу (5%) – опосредованное воздействие и угрозы и санкции.
Наблюдение за детьми старшей группы дало следующие результаты:
• чаще всего в качестве способа разрешения конфликтов дети использовали аргументы – 8 (36,4%) раз;
• словесное воздействие использовалось детьми 6 раз (27,3%);
• физическое воздействие применялось 4 раза (18,2%);
• по 1 разу (4,6%) зафиксированы опосредованное и психологическое воздействие.
Таким образом, на основании анализа данных таблицы 2 и 3 мы можем сделать следующие выводы.
У детей средней группы причины конфликтов разнообразны: больше всего конфликтов из-за игрушек; примерно на том же уровне остается количество конфликтов из-за разрушения игры; в то же время резко возрастает число конфликтов из-за ролей, что отражает процесс становления сюжетно-ролевой игры в этом возрасте; здесь же отмечаются и новые виды конфликтов: конфликты при выборе общей темы игры, при определении игрового сюжета, а также конфликты по поводу правильности игровых действий.
В старшей группе наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за ролей; затем идут конфликты по поводу правильности игровых действий, число которых возрастает более чем в два раза по сравнению с предыдущим возрастом; одновременно уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Здесь же появляются конфликты по поводу состава участников игры, и увеличивается число конфликтов по поводу сюжета. Наконец, очень резко, более чем в четыре раза, сокращается число конфликтов из-за разрушения игры.
Видно, что с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры. Переломным здесь является возраст 5-6 лет. Одновременно этот возраст является пиковым для конфликтов по поводу распределения ролей, число которых здесь достигает своего максимума. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов.
В возрасте 4-5 лет происходит определенный перелом и на первое место выходят способы «словесного воздействия», а в последующем наблюдается все большее использование различных обоснований своих действий с помощью разнообразных объяснений своего поведения и поведения сверстников, само — и взаимооценок себя и партнеров по игре.
Видно, что такие формы поведения детей в ситуации игрового конфликта, как «физическое воздействие» и «аргументы», имеют достаточно выраженные тенденции соответственно к снижению и к увеличению. В свою очередь, приемы «словесного воздействия» достигают своей кульминационной точки в возрасте 4-5 лет, а затем постепенно идут на убыль.
Таким образом, в целом можно отметить два особых возрастных периода:
• во-первых, это возраст 4-5 лет, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правильность игровых действий, выбор общей темы игры, что свидетельствует, по нашему мнению, об интенсивном развитии игры как совместной деятельности;
• во-вторых, это возраст 5-6 лет, где, в добавление к предыдущим, начинает специально обсуждаться и вопрос о том, кто с кем будет играть, т.е. определяется состав участников игры. Это, в свою очередь, отражает дальнейшее развитие совместной игры в направлении формирования определенных, достаточно устойчивых взаимоотношений между детьми внутри дошкольной группы.
Вместе с тем полученные данные показывают и то, что конфликты по поводу игрушек и ролей не исчезают даже у старших дошкольников. Они сосуществуют вместе с новыми видами конфликтов: по поводу выбора общей темы игры, определения состава участников, уточнения игрового сюжета.
Кроме того, по поводу способов разрешения конфликтов между детьми в целом следует отметить особое значение среднего дошкольного возраста как определенного переломного момента в развитии совместной игры у детей. Здесь впервые отмечается преобладание способов «словесного воздействия» на соперников в ситуации конфликта над средствами открытого давления. Другими словами, конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.
Результаты диагностики способов реагирования в конфликтах дошкольников представлена в таблице 3 и приложении 5.
Таблица 3 Способы реагирования в конфликтах у дошкольников средней и старшей групп.
Способ реагирования на конфликтную ситуацию Средняя группа Старшая группа Общее количество

Избегание 50% 35% 42,5%
Агрессивное решение 20 % 25 % 22,5%
Вербальная реакция 25 % 25 % 25%
Продуктивный способ решения 5%
15%

10%

Анализ результатов выполнения методики показал, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так поступили 17 (42,5%) испытуемых. Агрессивные решения существенно преобладали в детских ответах 9 (22,5%) , вербальная реакция 10 (25%) и продуктивный способ решения 4(10%) испытуемых.
Интересны были ответы детей, например,
Катя Г.: «Если меня не принимают играть, я буду играть без них, у меня есть игрушки свои»;
Ваня Б. «Я от них убегу, они плохие, не буду с ними связываться»;
Наиболее характерными были ответы детей обследуемых групп по основным способам реагирования на конфликтную ситуацию можно представить следующим образом:
• Уход от ситуации или жалоба взрослому (убегу, буду играть без них, позову воспитательницу, всё расскажу маме).
• Агрессивное решение (всё у него отберу и сломаю; заставлю чинить и т.д.).
• Вербальное решение (пусть извинится; скажу, что так нельзя делать; скажу, что чужие игрушки без спроса брать нельзя и т.д.).
• Продуктивное решение (буду чинить куклу, я умею; покажу и т.д.).
Для решения второй задачи нашего исследования, выявления социометрического статуса средних и старших дошкольников в группах детского сада было проведено социометрическое исследование в двух группах численностью по 20 человек (всего- 40 человек).

Результаты исследования, полученные по методике «Капитан корабля» А.А. Романова [19] представлены в таблице 4 и в приложении 2.
Таблица 4
Соотношение детей разного социометрического статуса.
Социальный статус Средняя группа Старшая группа В 2-х группах
Кол- во % Кол-во % Кол-во %
«популярные» 2 10% 5 25% 7 17,5%
«предпочитаемые» 18 90% 13 65% 31 77,5%
«отверженные» — — —
«изолированные» — 2 10% 2 5%

Проведенное исследование позволило выявить социометрическую структуру групп детского сада.
Были определены следующие социометрические статусы детей: «популярные»- 17,5%, которые наиболее предпочитаемы в группе и стоят на вершине иерархии; «предпочитаемые»- 77,5%, которые набрали положительные выборы и небольшое число отрицательных; «отверженных» детей, у которых только отрицательные выборы в группах не оказалось; «изолированные»-5% у которых отсутствуют всякие выборы.
Таким образом, наибольшее число детей имели социометрический статус «предпочитаемые», наименьшее число — «популярные» и «изолированные». Способы реагирования на конфликтную ситуацию детей дошкольного возраста с различным социометрическим статусом отражены в таблице 5.
Таблица 5
Способы реагирования на конфликтную ситуацию детей дошкольного возраста с различным социометрическим статусом
Социальный статус Кол-во в 2-х группах Способ реагирования на конфликтную ситуацию
Избега —
ние Агрессивное решение Вербальная реакция Продуктивный способ решения
«Популярные» 17% — — 7,5% 10%
«Предпочитаемые» 77,5% 42.5 17,5% 17,5% —
«Отверженные» — — — — —
«Изолированные» 5% — 5% — —

Анализ результатов выполнения методики показал, что дети, у которых социальный статус «популярные» использовали способ реагирования на конфликтную ситуацию в большей степени продуктивный способ — 4 (10%) и вербальная реакция — 3 (7,5%). Дети социальный статус «предпочитаемые» использовали в большей степени способ избегания — 17 (42.5), а в меньшей степени использовался способ агрессии — 7 (17,5%) и способ вербальной реакции -7 (17,5%). Дети с «изолированным» социальным статусом использовали только агрессивное решение – 2(5%).
Таким образом, проведенное исследование показало что, с возрастом резко уменьшается количество конфликтов из-за игрушек. Так же существенно снижается число конфликтов из-за разрушения игры. Конфликты по поводу правильности игровых действий, появляясь позже других, неуклонно возрастают в общем числе конфликтов. Анализ результатов по разрешению конфликтов показал что, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому, также существенно преобладали в детских ответах агрессивные решения, вербальная реакция и продуктивный способ решения испытуемых. Дети, у которых социальный статус «популярные» использовали способ реагирования на конфликтную ситуацию в большей степени продуктивным способом и вербальной реакцией. Дети социальный статус «предпочитаемые» использовали в большей степени способ избегания, а в меньшей степени использовался способ агрессии и способ вербальной реакции. Дети с «изолированным» социальным статусом использовали только агрессивное решение.

2.3. Рекомендации по профилактике конфликтов среди дошкольников.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях и, прежде всего, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтной ситуации могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушения правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Психологический анализ процесса развития конфликтной ситуации с учетом ее сущности, целей; динамики, особенностей участников, их эмоционально-психологического состояния, свидетельствует о том, что в профилактике и предупреждении конфликтов важным является формирование группы, т. е. взаимоотношений между детьми.
При формировании структуры группы, как отмечает А. И. Захаров участие воспитателя в этом процессе не всегда обязательно, что является катализатором объединения детей. В группе может происходить спонтанное распределение ролей: кто-то начинает верховодить или подчиняться, кто-то действует в этой связи по ситуации, когда как, а некоторые оказываются в роли «изолированных» или «отвергнутых». Если не брать крайности, то это естественное развитие событий, проявление индивидуальных различий, особенностей темперамента и характера. Однако для того, чтобы эти различия проявились, чтобы в группе возникли отношения, отражающие реальное положение вещей, нужно определенное время.[12]
Поэтому попытки воспитателя сразу сформировать группу по своему образцу и навязать ей искусственный ритм деятельности может привести только к повышению напряженности в коллективе, созданию «подпольных» группировок, действующих незаметно для воспитателя в своем привычном стиле отношений. Более того, может процветать узурпация власти, агрессивность, унижение слабых, показушно-примерное поведение при необходимости. Группа может поляризоваться, начаться борьба за монопольное влияние и часто могут возникать конфликтные ситуации. В этих условиях дети по-разному могут реагировать: у одних возможно заострение и укрепление уже имеющихся неблагоприятных черт характера, у других — невротизация, страх и неприязнь к детскому саду.
В связи с вышесказанным, возрастает необходимость обеспечения и поддержания в группе здорового нравственно-психологического климата, который позволит избежать многих конфликтов и сохранить нацеленность на решение основных воспитательно-образовательных задач. Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создает комфортную обстановку творчества и взаимопонимания. Его основы закладываются во взаимоотношениях воспитателя с детьми, стиле общения с ними.
Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.
Социально-личностное развитие ребенка предусматривает формирование у него положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях, чувства собственного достоинства.
Оптимальная тактика воспитателя должна состоять в том, чтобы, дав возможность развиться групповым отношениям детей, вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные занятия и игры. Возникающие дружеские связи между детьми являются предпосылками развития коллективных отношений, но если сама организация жизни детей в группе подразумевает взаимопомощь и доступное возрасту чувство ответственности, в этом особую роль играют игры на сплоченность.
Основой предупреждения негативных явлений в детском коллективе является личный пример воспитателя, который должен избегать суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка, покровительственных и пренебрежительных высказываний в адрес детей. Оценки должны касаться их поступков, а замечания — быть тактичными и не касаться самого ребенка.
Также эффективным средством предупреждения детских конфликтов является недопущение споров, так как в споре детям редко удается сохранять самообладание. Споря, они горячатся, делают обидные замечания, допускают грубость. Какие же приемы и средства должен применять воспитатель, чтобы способствовать адекватному социальному развитию ребенка-дошкольника? Одним из основных понятий, используемых воспитателем в процессе воспитания, является «дисциплина». Латинское значение этого понятия — обучение, воспитание. Таким образом, дисциплина — это процесс научения, образования, включающий средства и приемы, с помощью которых и осуществляется социализация. Цель дисциплины гораздо в большей степени состоит в том, чтобы направить действие, а не наказать за ошибку. Для воспитателя важно способствовать формированию этических и моральных норм, развитию самоконтроля, для того, чтобы индивидуальное поведение соответствовало определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном сообществе.
Вначале контроль за поведением ребенка устанавливается извне на основе авторитета взрослого, затем, по мере взросления, ребенок сам вырабатывает механизмы самоконтроля, которые позволяют ему существовать по стандартам данного сообщества — не потому, что он должен, а потому что он хочет.
Он принимает эти правила, ограничения и т. п., они становятся неотъемлемой частью его самосознания. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:
• Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследования показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспитателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.
• Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.
• Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях и только непосредственно после нарушений.
• Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.
• Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.
В любом случае педагогические методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.
Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:
• Во-первых — привитие базовых социальных навыков: умение выслушивать другого и проявлять интерес к нему, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных, в том числе и конфликтных ситуациях, побуждение к поиску и осмыслению информации об окружающих людях, обучение умению брать на себя ответственность.
• Во-вторых — научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинений, ни самобичевания, а также вырабатывать стремление все время оставаться в контакте, научиться извлекать опыт из неудавшегося общения. Предъявление слишком высоких требований к своим друзьям и близким всегда создает благоприятный источник для потенциальных обид. С другой стороны, применяя мерку совершенства к собственному своему социальному положению и желая получить «все или ничего», ребенок выводит себя за рамки обычных спокойных повседневных контактов и остается в социальной изоляции. Психологическая компенсация этого явления связана с привитием ребенку умения посмотреть на себя со стороны, объективно оценить свое поведение и поступки окружающих с помощью простейших моделей анализа поведения.
• В — третьих — должно быть предусмотрено обучение детей: — приемам саморегуляции (в основе, которой лежит умение расслабляться) своего состояния, что позволяло бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость. Овладение приемами саморегуляции поможет ребенку вовремя снизить тон вместо того, чтобы бесполезно доказывать свою правоту, или попытаться договориться в конфликтной ситуации вместо того, чтобы отреагировать на нее с обидой и уходом от общения;
— умению владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональные состояния других людей;
— выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.
Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-тренинги, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать
Выводы по второй главе.

Анализ результатов исследования позволяют сделать следующие выводы:
1.Чаще всего конфликты в средней группе дошкольного возрасте возникают из-за ролей в играх и по поводу обладания игрушками, а наиболее распространенными способами разрешения конфликтов между детьми являются словесное воздействие, аргументы и физическое воздействие.
2.В ходе наблюдения в игре за детьми старшей группы было выявлено, что чаще всего конфликты в этом возрасте возникают из-за ролей и по поводу правильности игровых действий, а наиболее распространенным способом разрешения конфликтов между детьми является использование аргументов, т.е. высказываний, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.
3.Изучение отношения ребенка к конфликтной ситуации показало, что детям было легче уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому, а уж потом использовалось вербальная реакция, агрессивное решение и продуктивный способ решения.
4.Навыки разрешения конфликтных ситуаций, ребенок может приобрести, если воспитатель организует групповые занятия, сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогут их отрабатывать.

Заключение.

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Поскольку основной вид самостоятельной деятельности дошкольников – игра, она и становится основной самоорганизации любой детской группы. Вокруг нее и в ней строятся реальные взаимоотношения детей.
Умеет ли играть интересно, справедливо ли поступает в совместной игре – это критерии, которые во многом определяют отношение сверстников к ребенку, их симпатии. А войти в общество сверстников совершенно необходимо для эмоционального благополучия ребенка (так же как для взрослого – важно чувствовать себя полноценным членом производственнойгруппы).
Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный – снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.
Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.
Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.
Во второй части квалификационной работы мы провели эмпирическое исследование основных причин возникновения и способов разрешения конфликтов между детьми в игровой деятельности и проследили возрастную динамику основных причин возникновения и способов разрешения конфликтов. Как показали полученные нами данные, в среднем дошкольном возрасте наибольшее число конфликтов составляют конфликты из-за игрушек, а конфликты по поводу правильности игровых действий возрастают к концу дошкольного возраста.
По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что с возрастом конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.
Список литературы.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 2000. – С.255.
2. Анжарова А.И. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1975, №10. — С. 25-30
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2000. – С.545.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – С.135.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., Педагогика, 1983. –С. 255.
6. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учеб. пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов – М., Академия, 2002. – С.134.
7. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов. — СПб., Светлячок; Речь, 2000. – С.244.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения детей в детском возрасте. — М., Педагогическое общество России, 2003. — С.355.
9. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., Инфа-М, 2000. – С.244.
10. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М., Просвещение, 1983. – С.210.
11. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. – С.465.
12. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии. 1966., № 6.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., Питер, 2001. – С.155-159.
14. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М., 2000. – С.316.
15. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т. А. Репиной. М., 1987. – С.321.
16. Дмитриев А., Кудрявцев В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993. – С.322.
17. Донцов А. И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психол. жури. 1980. Т. 1. № 6. С. 119—133.
18. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М., Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – С.166.
19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. — СПб., Союз, Лениздат, 2000. – С.98.
20. Зедгенидзе В.Я. Пособие для практических работников ДОУ. Изд. 2-е. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. — АЙРИС ДИДАКТИКА, Айрис-Пресс, 2006
21. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб., Речь, 2001. – С.143.
22. Калишенко К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание.- 1984, №7. — С. 13-15
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 2000. – С.280.
24. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., Академия, 2001. – С.26.
25. Кволс Дж. Кэтрин. Переориентация поведения детей. СПб., Деан, 2000. — С.87.
26. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. — № 2. – С.37-42.
27. Коломинский Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 1986, №1. — С. 23-25
28. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. Екатеринбург, 1997. – С.155.
29. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Ижевск: УдГУ, 2000. – С. 355.
30. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб., Речь, ТЦ «Сфера», 2002. – С.187.
31. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – М., МГППУ, 2003. – С.42.
32. Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. — Когито – центр, 2001. – С. 42.
33. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М., Айрис-пресс, 2005. – С.384.
34. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. – 1989. — № 4. – С.29-33.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995. – С.360.
36. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., Академия, 2003. – С.255.
37. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М., ТОО «ИнтелТех», 1995. – С.115.
38. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., Педагогика, 1988. – С.110.
39. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. — М., Школьная пресса, 2003. – С.144.
40. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., Педагогика, 1988. – С.130.
41. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., Владос, 1996. – С.523.
42. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Т.1 (А-Л) / Под ред. В.Г.Панова. – М., БРЭ, 1993. – С.560.
43. Семенака С.И. Уроки добра. М., Аркти, 2003. Развитие и воспитание дошкольника. – С.112.
44. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М.: Аркти, 2003. – С.87.
45. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. — № 4. – С.167-174.
46. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М., Владос, 2003. – С.160.
47. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М., Академия, 2001. – С.67.
48. Ушинский К.Д. Соч., т. 9./ К.Д. Ушинский – М., 1975 – С.775.
49. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. — Генезис, 2003. – С.114.
50. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб., Питер, 2003. – С.255.
51. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., Просвещение, 1989. – С.390.
52. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. – М., Просвещение, 1995. – С.260
53 Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб., Валерии СПД.; М., ТЦ «Сфера», 2002. — С.165.