Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.
В последнее время заметно усилился интерес к фольклору, народному творчеству в целом. И это совершенно не случайно. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее. Поэтому очень важно во время непосредственно образовательной деятельности и в процессе дополнительных образовательных услуг детей знакомить с историей, бытом, обычаями и обрядами русского народа[cente[b]r]ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ[/center][b]
Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.
В последнее время заметно усилился интерес к фольклору, народному творчеству в целом. И это совершенно не случайно. Народное творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, фонематический слух и так далее. Поэтому очень важно во время непосредственно образовательной деятельности и в процессе дополнительных образовательных услуг детей знакомить с историей, бытом, обычаями и обрядами русского народа. Мне, как педагогу дошкольного учреждения, хочется обратить Ваше внимание на возможность использования русского народного творчества во время непосредственно образовательной изобразительной деятельности.
Именно поэтому в качестве общего фона на рисовании, лепке, аппликации и других творческих занятиях можно использовать различные народные песни (в том числе детские); хороводы, игры – в качестве динамической паузы.
Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают простую народную песню, музыку исключительно ценным средством художественного воспитания детей.
Дошкольники легко усваивают народную мудрость и используют ее самостоятельно уже и во время свободной деятельности.
Во время совместной деятельности воспитателя с детьми по художественному творчеству в подготовительной группе звучит в качестве фона работы русская народная музыка, активно используется и другой фольклорный материал.
Предлагаю примерный небольшой список музыкальных произведений, пословиц и поговорок, народных игр, которые помогут Вам сделать занятие для детей более интересным и содержательным:
1.Русские народные песни для детей: Во саду, ли в огороде; Ай, чу-чу; Метелица; Было у матушки 12 дочерей; Солдатушки, бравы ребятушки; Дуня – тонкопряха; Во кузнице; Пошла млада за водой; Надежда Кадышева и анс. Золотое Кольцо – Конфетки, Бараночки; П. И. Чайковский – Детский альбом – Камаринская (1,2)
2.Русские пословицы и поговорки о работе и труде: Любишь кататься — люби и саночки возить. Уменье и труд все перетрут. Дело мастера боится. За много дел не берись, а в одном отличись. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Кто раньше встает, тот грибки соберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Всякая птица своим клювом сыта. Не боги горшки обжигают. Под лежачий камень и вода не течет. Без работы день годом кажется. Торопливый дважды одно дело делает. Думай ввечеру, что делать поутру. Без терпенья нет уменья. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Велик телом, да мал делом. С охотой можно и в камень гвоздь забить. Какие труды, такие и плоды. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Маленькое дело лучше большого безделья. Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться. Малый топор может срубить большое дерево. Не начавши — думай, а начавши — делай. Куй железо, пока горячо. Готовь сани летом, а телегу — зимой. (4)
3.Народные игры для детей.(3) Их можно использовать для динамичекой паузы.
1. «Малечина – калечина»
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: «Малечина-калечина»сколько часов до вечера? Раз, два …десять.
2.«Золотые ворота»
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
«Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!»
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
3. «Уголки»
Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней — быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети, начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе — до 10 человек.
Описание. Играющие становятся по углам комнаты, водящий — в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки — «домики» («норы»). Все находящиеся по углам — «мышки». Одна из них — водящая «мышка» — находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к «норке») и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой «мышке» с просьбой продать «уголок». Если водящий скажет: «Кошка идет!» — тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок» («норку»).
Правила.
«Уголок-норку» занимает тот, кто первым попал туда. Если на слова «кошка идет» кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Разновидности «Уголков».
«Ключи». Играющие распределяются по кружкам. Водящий — в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: «Где ключи?» Находящийся в кружке отвечает ему: «Вон там постучи!» — и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.
«Чур у дерева». Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего,становятся у деревьев, водящий — в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур у дерева!» Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
Сейчас очень важно в своей работе в ДОУ опираться на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Приятно отметить, что в нашем детском саду с большим вниманием относятся к фольклору и к русским народным праздникам.
На музыкальных занятиях дети с удовольствием поют мелодичные русские народные песни, озорные частушки, водят хороводы.
В сценарий каждого утренника обязательно включается несколько подходящих по тематике фольклорных номеров. В исполнении детского оркестра можно услышать даже знаменитую «Камаринскую»!
Всегда важно помнить о своих корнях и дать возможность своим детям прикоснуться к великой культуре русского народа!

Используемые источники
1. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. «Дошкольное воспитание» 2004, N9.
2. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136с.
3. http://igra-naroda.ru
4. http://luntiki.ru