Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Исследовательская деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Сообщение из опыта работы

Исследовательская деятельность в работе
с детьми младшего дошкольного возраста.

Горбачева Галина Анатольевна, воспитатель

В современных психолого-педагогических исследованиях проблеме использования в развитии дошкольника элементарной исследовательской деятельности уделяется большое внимание. Анализ этих исследований обнаруживает различные подходы к определению этого понятия, характеристике его содержания, признаков и методов ее формирования у детей.
Под элементарной исследовательской деятельностью пони¬мается совместная работа педагога и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, в труде, в процессе познания мира. Исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Начинается она с постановки педагогом и принятия детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигается предположение (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов. При постановке перед детьми познавательных задач следует учитывать их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети должны отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известных знаний и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рас¬суждения. Если задача непосильна детям, или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникнет. Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: вначале — простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки связей. Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения предположений интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений. Ими могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительное сравнительное наблюдение, демонстрация моделей, эвристические беседы и элементарные опыты.
Цели и задачи:
Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности выявлять некоторые свойства предметов;
Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, творчество, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;
Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.
Остановимся более подробно на элементарных опытах. Опыт, это наблюдение, проводи¬мое в специально организованных условиях. Опыт — это преобразование жизненной ситуации предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения.

Значение элементарных опытов заключается в том, что:
в них проявляется сознательная деятельность детей.
опыты показывают положительное влияние на развитие логического мышления дошкольников, так как им необходимо обнаружить и объяснить причину его появления. Дети учатся анализировать имеющиеся данные, высказывать суждения, выбирать способ решения задачи;
у детей развивается наблюдательность, пытливость, познавательные интересы;
кроме того, опыты способствуют развитию речи, так как детям надо довольно четко и понятно для окружающих формулировать свои вопросы, суждения, выводы;
в опыте знания ребенок получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности.

Во время проведения опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям. Начинать следует с кратковременных опытов, где быстро можно увидеть нужный результат (со снегом, водой), позднее детей можно привлекать к проведению более длительных опытов.
В структуре опыта можно выделить четыре этапа.
Первый этап — подготовительный. Его цель — заинтересовать детей. Это достигается с помощью следующих моментов: подготовки педагогом на глазах у детей необходимого оборудования, задания дежурным подготовить необходимый материал, выделения объекта для опыта, показа кино- или диафильма, иллюстраций, чтения отрывков художественной литературы и т.д.
Второй этап — начало опыта. На этом этапе произвольное внимание детей необходимо направить и сосредоточить на объекте, поддержать уже вызванный интерес. Это возможно сделать с помощью постановки задачи, предложения высказать свое предположение о том, что получится и обосновать его. Воспитатель не оценивает правильность и ошибочность суждений, а лишь фиксирует их.
Третий этап — основной. Его цель — демонстрация опыта, формирование реалистических представлений на основе наблюдения за объектом. Если опыт длительный, необходима фиксация промежуточных результатов.
Четвертый этап — заключительный. На этом этапе происходит формулирование вывода, к которому дети приходят с воспитателем.

При проведении опытов дошкольников знакомим с правилами, которые необходимо соблюдать:
Правила проведения опытов.
опыт должен быть безопасным.
при подготовке опыта сначала обдумай, что ты хочешь узнать с его помощью.
при проведении опыта изменяй условия по одному, сохраняя остальные неизменными.
постарайся довести опыт до конца и получить интересующий тебя ответ.
об опыте и его результатах — сделанных открытиях — рас¬скажи сверстникам так, чтобы им было понятно, что ты узнал и как.

Требования при проведении опытов.
воспитатель должен четко и просто формулировать стоящую перед дошкольниками задачу.
чтобы заметить происходящие изменения, следует брать два объекта: один — опытный, другой — контрольный.
необходимо осуществлять руководство опытом: продумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты, делать выводы;
один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, не проявившие к нему интереса в первый раз.

Обучать ребенка, — говорил П.П. Блонский, — это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей.