Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > воспитание навыков культурного поведения детей

воспитание навыков культурного поведения детей

Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников.муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края

воспитатель: Никифорова Е.В.
Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстников.
Правильная организация жизни и деятельности детей формирует целую систему положительных моральных качеств. Используя различные ситуации, можно упражнять детей в поступках, отражающих отношение к окружаю-щему, к вещам, к себе. В повседневной жизни дети самостоятельно вступают в общение со сверстниками и взрослыми, применяя знания правил поведения, полученные в разных видах деятельности ( занятия, труд, игра и т.д.). Умение детей пользоваться правилами поведения в различных ситуациях, переносить их самостоятельно в сферу общения с товарищами говорит о правильности усвоения правил. Внешне культура человека проявляется в его поступках, словах, и этому тоже надо детей учить. Чтобы научить детей видеть гуманный смысл правил, педагог указывает на их значение для окружающих в конкретной обстановке, например:
1) Открывая шкаф, но смотри, не мешаешь ли товарищу.
2) Когда одеваешься не размахивай одеждой, чтобы не задеть другого.
3) Вещи из шкафа надо брать по одной, чтобы не занимать ими банкетку, так как рядом одеваются товарищи.
4) Если место занято, подожди, когда товарищ оденется
5) Оделся — уступи место другому и т.д.
Действуя по этим правилам, ребенок приучается учитывать интересы других. Чтобы дети смогли усвоить эти правила легче, воспитатель использует игру, показ кукольного театра, инсценировок ( лучше проводить их во 2 половину дня ). Например можно разыграть сценку ( с помощью игрушек или кукол бибабо ), где Мишка и Зайчик собираются на прогулку. Зайчик умело со всеми справиться, а у Мишки все получается неуклюже.
После показа сценки желательно спросить детей: « Как вы думаете, кто из зверят поступил правильно? Когда садишься на банкетку, надеваешь пальто, что нужно сначала сделать? и т.д.» Затем в процессе одевания и раздевания детей, воспитатель контролирует, как они используют полученные знания на практике, как усвоили правила общения друг с другом. При необходимости можно вспомнить, как вели себя Зайчик и Мишка. Такие же инсценировки можно организовать во время умывания, обеда, дежурства по столовой и т.д. Очень важно, чтобы каждый ребенок накопил свой собственный опыт положительного поведения в коллективе сверстников. Поэтому воспитатель в течение дня использует различные ситуации из повседневной жизни детей для упражнения в навыках общения. Очень важно помочь детям увидеть зависимость организации жизни всей группы от поведения одного ребенка. Не убрал игрушки, свои вещи на место, долго одевался – задержал ребят с выходом на прогулку, на утреннюю гимнастику, на занятия и т.д. Детей младшего возраста важно приучить к аккуратному обращению с вещами, одеждой и игрушками. Удобное расположение мебели, рациональный порядок в группе содействует воспитанию у детей бережного отношения к вещам. Но формальное требование педагога убирать игрушки на место не вызывает осознанного отношения к этому правилу. Дети делают так, « как воспитатель сказал», и действуют лишь по его указанию. Правильно поступает тот педагог, который вместе с детьми решает, где будет лежать настольная игра, стоять новая машина, сидеть кукла, причем так, чтобы всем было удобно ими пользоваться (брать для игры и убирать на место) и в групповой комнате был порядок. В этом случае ребенок осознает целесообразность хранения предметов на определенном месте, сам принимает активное участие в выборе такого места, в создании уюта в группе. Ребенок чувствует себя в детском саду не гостем, а хозяином. Приучая к порядку, педагог обращает внимание детей на то, что в создании каждой вещи вложен труд людей. Знакомство с трудом взрослых осуществляется на занятиях, во время наблюдений бесед, чтения художественной литературы и т.д. Но воспитатель всегда должен помнить, что только то станет достоянием ребенка, что пройдет через его знания, действия, чувства, станет его убеждением… Дети несколько раз в день моют руки. Малышей воспитатель учит тщательно мыть руки с мылом, насухо их вытирать, аккуратно вешать полотенце и т.д. В старших группах, надеясь на то, что этот навык уже сформирован, педагог не контролирует действия ребят и они зачастую просто споласкивают руки, вытирают их полотенцем, даже не снимая его с крючка, или потом вешают небрежно, комкают. Подобные ситуации дают воспитателю к труду возможность на практике показать отношение детей взрослых и его результатам:
а) Плохо вымытые руки, полотенце стало грязным – ты небрежно отнесся к труду прачки
б) Бросил фантик на участке – проявил неуважение к труду дворника.
в) Не вытер ноги при входе в здание – проявил невнимание к труду няни и т.д.
Педагог воспитывает у детей уважение к труду взрослых, учит оказывать им помощь: открыть дверь и пропу-стить няню, когда она несет обед; поднять уроненную вещь, карандаш и т.д. Это все как будто бы внешние формы проявления внимания, но в них заложено доброе отношение ребенка к окружающим.
Очень трудно усваивают дети правило извиняться за допущенную оплошность. Правильно поступает педагог, который находит время для того, чтобы разобраться в конкретном поступке, разъяснить моральную основу правила и необходимость его выполнения: «Если кто-то нечаянно толкнул товарища, что-то уронил, надо извиниться, сказав: «Простите меня, пожалуйста» — или: «Извините меня». Простить прощения следует вежливо, при этом смотреть на товарища и постараться больше не доставлять ему неприятностей. Тогда он поймет, что ты так поступил нечаянно и простит тебя». Каждый педагог должен помнить: правила одинаково обязательны для всех – и для детей и для взрослых.
В коллективе, где дети извиняются друг перед другом не только по требованию педагога, где слова «извините», «простите» стали повседневной нормой общения. Меньше конфликтов, жалоб, ссор. Приучая детей просить прощение за допущенную оплошность, педагог учит их поступать так, чтобы не мешать другому, считаться с желаниями сверстников, оказывать помощь товарищу по собственной инициативе. Дети должны запомнить следующие правила и поступать в соответствии с ними:

1) Прежде чем что-то сделать, посмотри, не мешаешь ли другому;
2) Подскажи товарищу, как лучше сделать, чтобы не мешать другому;
3) Попроси прощения, если поступил неправильно. И т.д.

Каждый педагог, работая с детьми, должен помнить слова великого педагога Я.А. Коменского: «Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитал в себя в юном возрасте !»