Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > свобода ребенка в детском саду

свобода ребенка в детском саду

Какою свободой должны пользоваться дети в детском саду?муниципальное дошкольное учреждение №16 С.Ростовановского Курского муниципального района Ставропольского края
Воспитатель : Никифорова Е.В.

Какою свободою должны пользоваться дети
в детском саду.
Детскому саду часто делали упрек, что он стесняет свободу детей, что дети слишком рано начинают чувствовать давление окружаю¬щей их среды и т.п. Цель этих строк — показать, что подобный упрек не имеет никакого основания.
Если вы с самого начала, уже около двух лет, не ограничите вашего ребёнка, если вы будете исполнять все его желания без исключения, то он привыкнет видеть в вас исполнителей его воли, он будет на вас смотреть, как на людей, созданных для него. В таком ребенке развивается страшнейший эгоизм. Привыкшие, чтобы пред ними все преклонялись, подобные дети, вступая в отношения с другими детьми, легко развивают в себе раболепство, которое кладет печать на всю их жизнь. Это обнаруживается уже на их игре. Ребенок-эгоист, 7—8-летний, сначала не хочет играть с другим ребёнком, победнее его; но чуть увидит он у того ребенка конфеты, он тотчас же подступает к нему, начинает его ласкать (испытав предварительно другие средства, не помогавшие ему) и получает конфеты. Такого ребенка вы можете «купить» за малейшее удовлетворение его страстям. Такой ребенок не может быть свободным человеком, он раб своих страстей. Ребёнок вырастает и в жизни опять-таки подпадает под чужое влияние.
В детстве он всё получает самым лёгким способом. Ему стоит только пожелать конфет, пряников, игрушек – и перед ним являются мириады сластей и забав. Ничего ему не достаётся трудно; он не испытывает отказа и не знает, что такое отказ. Взрослея, подобный ребёнок всё чаще встречается с отказами. Он начинает думать, что теперь наступило время отказов, он теряет надежду на всякое дело, лишается сил и делается неспособным к какой-либо полезной деятельности. Его планы носят характер идеальный, невозможный. Такой человек легко подпадает под влияние другого человека, дающего ему хоть небольшую самостоятельность в его действиях. Такие люди легко делаются деспотами, служащими чужой воле опять-таки деспота.
Совершенно другие последствия истинно свободного развития ребенка. Ребёнок узнает уже в семье, что есть известные вещи и известные действия, которые ему недоступны. Это чувство ему вовсе не противно, если оно возбуждается вовремя. Оно делается для него законным чувством; вступая в круг детей, ребенок лучше еще разовьет свои силы, пользуясь тем, что доставляет ему детская среда, и доставляя пользу другим детям.
В детском саду бывают и те и другие дети. Ребенок, который пользовался дома безграничной свободой, всего желает, за все берется и ничего не делает. Вы ему даете какой-нибудь рисунок для выкалывания, соображаясь с его силами; затем вы даёте его товарищу другой рисунок, соображаясь опять с его индивидуальными силами. Безгранично свободный ребенок бросает свой прежний, нравившийся ему узор и требует, чтобы ему дали тот, который у его товарища. Наконец он просит то, что видит у третьего, четвертого и т.д. Он берется за вещи, которые ему никак не сделать. И если воспитатель будет поддерживать в ребенке те вредные для его развития стороны лишних потребностей, он погубит его. Такого ребенка воспитатель унимает, старается возбудить в нем желание к данной ему игре и тем ограничить его в желаниях. Во время подвижных игр такой ребенок желает быть всегда предводителем, он считает беззаконием, чтобы другие дети были предводителями. Такого ребенка детский сад ограничивает в его желаниях, показав ему наглядно, что все дети играют и доставляют друг другу удовольствие, что каждый отдельный ребенок пользуется присутствием всех других детей и все дети пользуются присутствием каждого отдельного ребенка. И скоро такой ребенок научается уважать права равного себе если только, разумеется, родители разумны и не мешают детскому саду).
Из практики детского сада можно вывести следующее: что совсем неиспорченные и мало испорченные дети никогда и ни в какое время не чувствуют себя стеснёнными в детском саду, напротив, всегда желают оставаться в нём больше времени, чем положено, и с нетерпением ожидают другого дня, чтобы опять поспешить туда. А дети в этом отношении лучшие судьи — у них нет предвзятых мыслей, ими руководит чувство, неподдельное и неподкупное. Какой же свободы воспитания вы ещё желаете!