Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > логопедический кабинет-пространство для творчества педагога

логопедический кабинет-пространство для творчества педагога

[font=Times New Roman][/font][size=3][/size]

Некоторые рекомендации по оснащению логопедического кабинета. наполняемости его основных зон.Логопедический кабинет – пространство для творчества педагога.
(в помощь начинающему логопеду)

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребёнка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.”
Сухомлинский В.А.
А можно ли подобрать более точное высказывание? Эта цитата образно передает ту атмосферу, в которой творит дошкольный логопед, описывает пространство, которое должно окружать дошкольников, а особенно воспитанников логопедической группы. В логопедическом кабинете все должно быть подчинено закону детства: «Учимся играя!»
Самая важная оценка нашей работы – это оценка детей: им должно быть здесь интересно и они должны с удовольствием и с огромным желанием посещать занятия в кабинете! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня творческой мастерской.
Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – создание рациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей. Стараний одного лишь логопеда недостаточно для успешного освоения детьми программного материала. Лишь сотрудничество трех возможных сторон (логопед – ребенок – родители) дает гарантию успешного овладения ребенком грамотной речью и четким произношением.

По целенаправленному оснащению и применению логопедический кабинет можно разделить на несколько основных зон:
1. Зона коррекции звукопроизношения, в которой находится:
• настенное зеркало(50х100)
• небольшой рабочий стол (в соответствии с ростом ребенка)
• логопедические зонды
• вата или ватные диски, спирт
• методическая литература на автоматизацию и дифференциацию дефектных звуков
• картотека (для заданий на дом) на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте
• карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры)
• картинный материал
• над рабочим зеркалом – артикуляционная гимнастика в картинках

2. Зона развития мелкой моторики, в которой находятся:
• разнообразные конструкторы
• шнуровки
• мозаика
• пазлы
• пирамидки, матрешки, мелкие игрушки
• игры с пуговицами, спичками
• миниатюрные сухие пальчиковые бассейны (их можно наполнить горохом, гречкой, фасолью, рисом, песком, пшеном и тд.)
• трафареты (в соответствии с лексическими темами)
• картотека пальчиковой гимнастики, а также упражнений на координацию речи и движения

3. Зона развития лексико – грамматической стороны речи:
• картотека рассказов и сказок для пересказывания
• картотека загадок (народные загадки, загадки в форме описания предметов, загадки с пропущенным словом или «Доскажи словечко»)
• подбор предметных, сюжетных и серий сюжетных картин для составления рассказов разной сложности
• картинный материал по всем лексическим темам
• словесные игры
• Наборы картинного материала: антонимы, синонимы и омонимы.
• Подборка игровых заданий на закрепление грамматических категорий родного языка (предлоги, падежные формы, множественное число существительных, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и тд.)

4. Зона ТСО (технических средств обучения), в которой расположились:
• Магнитофон
• Диктофон
• Ноутбук
• Аудиотека
• Диски с компьютерными играми обучающей и развивающей направленности
На сегодняшний день невозможно представить обучение детей без компьютера, техника все активнее входит в нашу жизнь. Задания, которые ранее дети получали из альбома, книги теперь видны на экране монитора. Такие задания нравятся и выполняются детьми с большим усердием. Стараюсь подбирать задания в соответствии с тематикой среды, живущих в ней “сказочных персонажей” и потребности детей

5. Зона развития речевого дыхания:
• Детские музыкальные инструменты
• Теннисные шарики, трубочки – соломинки для коктейля
• Настольный бумажный театр (передвигать персонажей, используя воздушную)
• Картотека дыхательных упражнений (методика Стрельниковой)
• «ветродуйчики»

6. Зона развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза:
• Карточки с изображением артикуляционных укладов гласных звуков (Александрова «Живые звуки»)
• Схемы для определения позиции звука в слове
• «звуковые пеналы» (для построения звуковых схем слов)
• Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в конце слова)

7. И конечно же логопедическая документация:
• Выписка из протокола ПМПК на каждого ребенка
• Речевая карта на каждого ребенка
• Журнал движения детей в ДОУ
• Сетка занятий на текущий период
• Годовой план организации логопеда
• Перспективный план работы
• Календарный план работы логопеда
• Индивидуальные тетради детей
• Тетрадь учета индивидуальной работы
• Тетрадь взаимосвязи логопеда в воспитателями группы
• Журнал учета посещаемости детей
• Папка с отчетами за последние 5 лет
• Папка – работа с родителями
• Папка – работа с педагогами
• План профессионального самообразования
• Журнал учета консультаций с родителями и педагогами

8. Информационная зона – уголок для родителей в приемной комнате логопедической группы, где можно разместить:
• График работы логопеда
• Сетку занятий
• Консультации для родителей
• Памятки
• Рекомендации по закреплению текущего лексического и речевого материала
• Игровые задания на развитие моторики и артикуляции

Обустраивая логопедический кабинет я представляла перед собой комнату сказок, в которой, играя, ребенок знакомиться с правильным произношением звуков, осваивает нормы родной речи. Играть всегда интереснее, чем просто повторять упражнения. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, даёт возможность педагогу многократно повторять с детьми логопедические упражнения. В игре формируется и развивается речевая деятельность. А “сказочные” методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности.

Желаю творческих успехов!