Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности

Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности

Рассмотрим личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности с таких позиций:
— позиция общения
— дистанция общения
— пространство общения
— эмоционально-смысловое общение

Позиция общения
Для того чтобы лучше понять, что это такое, прочувствовать важность верного выбора позиции общения, воспользуемся методом «психологической скульптуры», предложенным американским психологом Вирджинией Сатир: один из участников «скульптуры» садится на пол, а другой встает перед ним на стул. Каждый из партнеров должен зафиксировать, что он видит.
Возможно, после этого мы ощутим, что видит ребенок, общаясь с нами, как он нас видит. Теперь нам будет легче представить себе, какими перед детьми предстают деревья, каким они видят участок детского сада.
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.
Дистанция общения
Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для его участников контакт и свободу одновременно.
Вспомним: ребенок совсем мал, он целиком зависит от нас – естественно, дистанция общения между нами очень короткая. Но малыш растет и наступает такой момент, когда он заявляет «Я сам». Он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, т.е. увеличить дистанцию между собой и взрослым.
Сложность для педагога состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности. Эта сложность ещё усугубляется тем, что для разных ситуаций общения, для разных видов деятельности и уже тем более для разных детей дистанция взаимодействия со взрослым разная.
Сколько детей в группе, возможно, столько и дистанций общения. И именно педагог отвечает за выбор: он выбирает подходящую для той или иной конкретной ситуации дистанцию общения с ребенком. При этом мы должны позаботиться и о себе. Педагог должен заботиться, чтобы не только детям, но и ему самому было комфортно.
Чтобы установить дистанцию общения во время непосредственной образовательной деятельности, надо продумать каждую мелочь. Надо учесть и то, чтобы контакт, не противоречащий личной свободе, должен быть у каждого ребенка не только с нами, но и у всех детей друг с другом.
Если мы в своем общении стремимся придерживаться личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и младшего дошкольника, то преобладающей дистанцией будет такая, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно личную свободу.
Однако, подлинный контакт невозможен, если каждый, взаимодействуя, общаясь с другими, находится в своем, а не в общем «пространстве».
Пространство общения
Между детьми и взрослыми все время возникают противоречия. Те и другие постоянно находятся в разных «пространствах». Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые смогут быть вместе?
Об этом должен позаботиться педагог. Ведь ребенок не знает тонкостей этих различий. Было бы неверно принуждать ребенка «перейти» в «пространство» взрослого.
Например, воспитатель говорит: «Приготовьтесь к занятию. Все сели!» При этом он может даже достичь внешнего эффекта. Но это вовсе не означает, что каждый из детей действительно присутствует там, где его хочет видеть взрослый. Мысленно он может быть где угодно.
Таким образом, это «пространство» должно быть общим для нас и детей, с которыми мы общаемся. Ведь «общаться» — от слова «общий».
Эмоционально-смысловое общение
Очень важно, чтобы нам и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так чтобы чувствовался эмоционально-смысловой контакт общения, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций.
Название эмоционально-смысловое общение обусловлено тем, что такое общение предполагает воздействие на эмоции детей, побуждение к переживанию смысловой стороны общения.
Эмоционально – смысловое общение включает в себя три части:
1.Эмоциональный настрой — создание эмоциогенной ситуации, позволяющей детям раскрепоститься, пробудить в них эмоции. Это может достигаться посредством активизации игрового поведения, перевоплощения в сказочных персонажей, использование разных видов искусства.
2.Смысловая часть – подведение детей к теме, основному направлению содержания общения. Это часть общения должна осуществляться в виде диалога. Для этого педагог создает атмосферу, поддерживающую активность детей через внесение проблемности, возможность открыто выражать свои переживания.
3.Продуктивно-творческая самореализация – выражение своего отношения к обсуждаемой теме, проявление заинтересованного оценивающего «Я-ребенка». Создавая выразительные, самобытные образы дети реализуют свое «Я», выражают субъективно-личностное отношение к миру, творческие возможности.
Таким образом, в реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и младшего дошкольника в процессе игровой деятельности, важную роль играет личность педагога.
Выступая посредником между ребенком и миром культуры, социальной жизни именно он обеспечивает возможность постижения окружающего не просто информируя, показывая способы действий, запрещая или позволяя что-то, а, давая возможность почувствовать красоту, смысл явлений, событий, выражать свое отношение к различным сторонам жизни.
Иными словами выстраивать педагогическую работу, опираясь на природно заданные свойства дошкольников, среди которых основное место занимают эмоции, повышенная эмоциональность.
Педагог задает образцы для эффективного подражания, создает условия для восприятия различных типов образности, творческого использования художественных образов в игровой драматизации, изобразительной, игровой деятельности. Педагогу необходимо владеть «языком движений», что позволяет ему общаться с детьми не только в речевой форме, но и на вербальном уровне.
Образцы отзывчивости, понимания душевного состояния детей, причин переживаний позволяют достичь эмоционального резонанса с каждым воспитанником, придадут чувственную окраску взаимоотношениям с дошкольниками на уровне «соучастия сердец» (А.С. Спиваковская), послужат благоприятным фоном для обогащения художественными образами, приобщения детей к ценностям жизни и культуры.