Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Воспитание и обучение ребёнка с общим недоразвитием речи

Воспитание и обучение ребёнка с общим недоразвитием речи

Речь — одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний, средства самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на
формирование психических процессов и на его общее развитие.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценное отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его
психическое развитие.
Общее недоразвитие речи является широко распространенным речевым нарушением для детей дошкольного возраста. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи, становлению личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребенка, затрудняет его социальную адаптацию.
Дошкольники с не резко выраженным общим недоразвитием речи затрудняется в построении конструкции связной монологической речи. При
пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли.
Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинали с пересказа услышанного с пересказа услышанного с опорой на вопросы,
действия, предметные картинки, данные в последовательности рассказа.
Поскольку недоразвитие речи тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее
деятельности.
Важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее
правильности и чистоте, предупреждая и исправляя любые отклонения от
общепринятых норм родного языка.
Данной проблемой нарушения связной речи у детей с обшим речевым
недоразвитием занимались многие авторы, среди которых Филичева Т.Б.,
Чиркина Т.В., Мастюкова В.М., Ефименкова Л.Н., Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального
речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются
с первых дней его жизни.
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный
этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка
появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и
охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш
путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное
накопление словаря. К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
На протяжении дошкольного периода от 3 до 7 лет у ребенка формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.
Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического
строя речи. В дошкольный период дети овладевают пересказом.
Пересказ — выразительное связное воспроизведение прослушанного
художественного произведения. Пересказ — сравнительно легкий вид
монологической речи, так как он придерживается авторской композиции
произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые
речевые формы и приемы. В пересказе ребенке присутствуют элементы
творчества — это не передача текста наизусть, не механическое заучивание.
После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи
ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры
предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются
сформированными все основные грамматические категории. Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»).
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов
речи — монологической речью.
Уже в средней группе у детей формируются элементы связной речи. Поэтому в конце учебного года, составляя рассказ, ребенок редко пропускает какие-то эпизоды; его высказывания состоят из 30-60 и более слов.
Присутствуют в ряде случаев завершенность темы, а также попытки
самостоятельно выделить части сюжета и высказаться в двух-трех предложениях по каждой из них. Дети 5 лет способны рассказать об увиденном или
услышанном довольно подробно и последовательно объяснить причину и
следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа («так не бывает»).
В старшем дошкольном возрасте уровень сформированности у детей
связной речи в самостоятельных высказываниях существенно не меняется.
Сохраняется, например, средний объем рассказов (хотя в некоторых случаях,
если тема заинтересовала ребенка, рассказ может состоять из 150-200
и более слов). На занятиях по обучению рассказыванию, где связная речь организуется планом, образцом и другими приемами, ее несовершенства не всегда заметны. Если же ребенок 5-6 лет рассказывает самостоятельно, концентрированность и соподчиненность частей могут отсутствовать.
Дети старшего дошкольного возраста дифференцирование используют
языковые средства и, прежде всего, части речи. Описывая явления природы
или отдельные предметы, они в 3-7 раз чаще, чем в рассказах о явлениях
общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В выска-
зываниях по поводу знакомых, понятных ребенку явлений общественной
жизни отмечается значительное число глаголов. В рассказах о природе и
описании предметов их в 2-2,5 раза меньше. Так же дифференцированные
дети пользуются грамматическими средствами.
Наиболее благоприятна для употребления сложных предложений
(а это один из ведущих показателей связной речи) ситуация, где товарищу
по игре или взрослому надо что-то разъяснить, доказать. Соответственно
большое число сложных предложений встречается на занятиях по обучению рассказыванию. Именно в старшей группе очень важна активизация сложных
предложений в речи детей. Дело в том, что в дальнейшем при обучении
грамоте, возможно разрушение навыков неокрепшей связной речи, поскольку на занятиях дети преимущественно оперируют сравнительно простым языковым материалом.
Стоит предупредить родителей детей с ОНР, что нельзя запускать ситуацию, особенно, если отклонение от нормы значительно. К сожалению, многие считают, что задержку речевого развития «лечат» логопеды, но логопеды — это педагоги, а не врачи. Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – логопед использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход. Логопед помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.
• Способствовать развитию двигательной сферы ребенка, помня о том, что движение — это средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, активизации внутренних резервов организма.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Для развития мелкой моторики рекомендуется: расстегивание и застегивание пуговиц, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, плетение из ниток закладок, завязывание узелков, лепка из теста, массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна.
Для создания сухого бассейна можно использовать небольшую глубокую миску.
Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики. Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребенка, перемешивая крупу доставать их.
• Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных
игр, лото. Нужно иметь дома разные варианты с лото для детей всех возрастов. Во время этих игр повышается активность ребенка.
• Обследовать ребенка у логопеда, записаться на занятия, помня о том, что общее недоразвитие речи может в дальнейшем сказываться не только на успеваемости ребенка и не только в начальной школе, но и позже. Ребенок может неправильно читать и писать в первых классах и стесняться отвечать у доски.
Какие же методы коррекции и лечения тяжёлых нарушений речи существуют, кроме логопедической помощи?
1.Лекарственная терапия – препараты, которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга Все назначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
2.Физиотерапия — электрорефлексотерапия и магнитотерапия. Эти процедуры позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.