Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Психолого-педагогические основы организации дидактических игр в группе детей 4-5 лет

Психолого-педагогические основы организации дидактических игр в группе детей 4-5 лет

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педаго¬гикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влия¬ние игровой деятельности.Проанализировав литературные источники по проблеме руководства дидактическими играми для детей дошкольного возраста можно выделить определенные правила руководства:
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педаго¬гикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влия¬ние игровой деятельности.
У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, А. А. Смоленцева, Е. И. Удальцова и др.
Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваивают¬ся и закрепляются полученные знания, вырабатываются уме¬ния и навыки кооперации, а также формируются социально зна¬чимые черты личности.
Воспитатель должен подготовиться к проведению обучающих игр. Подготовка педагога заключается в выборе цели игры, подборе самой игры, определение способа организации и места проведения, подготовке необходимого материала. Воспитатель продумывает ее структуру, тщательно и всесторонне разрабатывает план действий для достижения поставленной в игре задачи. В этом плане должны быть определены свои действия, действия группы, намечены дети, на которых нужно обратить внимание, подобран игровой материал и прикинут расчет времени. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях.
Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Так же руководя дидактической игрой, воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей, нельзя принуждать ребенка играть, можно только возбуждать у него желание играть, создавать соответствующий игровой настрой и поддерживать его по ходу игры. При проведении дидактических игр необходимо обратить особое внимание на тех детей, которые долго не ходили в детский сад.
Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов пред¬намеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышле¬ние: наряду с обобщением по внешним признакам дети начи¬нают группировать предметы по материалу, качеству и назначе¬нию, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отби¬рает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых за¬крепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назна¬чении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающие¬ся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивают домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок или товарища, у которого ленточка такого же цвета привязана к руке.
При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят.
В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными.
Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей), а также правил игры: объединять играющих детей в звенья (чье звено больше найдет предметов за опре¬деленное время, начиная и кончая поиск по сигналу).
В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений:
Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протя¬жении всего учебного года дидактические игры.
Проанализировав литературные источники по проблеме руководства дидактическими играми для детей дошкольного возраста можно выделить определенные правила руководства:
1. Необходимо вызвать интерес к игре у детей: создание сюрпризного момента, игровой ситуации, через использование каких-либо сказочных героев. В ходе проведения дидактических игр педагог должен сохранять игровое настроение у детей: интересный материал, шутки, смех, тон воспитателя. Дети не должны ощущать на себе обучающего характера игры. Каждая игра должна содержать элемент новизны.
2. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педагога требуют настольно-печатные игры, из которых легко теряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.
3. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактических задач — познавательного содержания; в определении игровых задач и реализации через них дидактических задач; в продумывании игровых действий и правил, в предвидении обучающих результатов. Педагогу необходимо добиваться активности всех детей, особенно в коллективных играх: каждый ребенок должен понять и принять дидактическую задачу.
4. Педагог должен следить за выполнением игровых правил, исправлять ошибки детей, напоминать о существовании правил, если ребята отклоняются от них. Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей.
5. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал.
6. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть еще лучше» или: «Новая игра будет еще интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные.