Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Воспитание положительного отношения к сверстникам

Воспитание положительного отношения к сверстникам

Воспитание положительного отношения к сверстникамВ современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность думать, чувствовать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники – лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, и их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамогочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Современный ребенок, в жизни которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (тв, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения).
Отличия недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: « не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через фантазирование, сочинительство. Большую роль играет театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемым самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает театрализованную деятельность с личными переживаниями.
Как сказал В.А.Сухомлинский: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок»
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — отмечал Б.М. Теплов, — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживаются по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменить темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказываниях ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках.
Там, где есть принуждения, нет творчества, нет свободы. Наоборот, целесообразно, чтобы занятия музыкой, изобразительной деятельностью, театром носили разнотемпный характер, однако цель занятий должна быть единой – включить ребенка в процессе освоения фольклора, привить умение оперировать основными единицами сюжета сказки и песенками, танцами, стихами, как в процессе игры, так и в процессе создания спектакля.