Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

особенности организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса в современном ДОУИспользование отдельных компонентов
предметно¬-пространственной среды дошкольного учреждения
Подготовила: Козина Ольга Николаевна,
старший воспитатель,
высшая квалификационная категория
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 97» г. Братск
Компонент Процесс Участник
Приемная
«Здравствуйте,
я пришел» Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность,
член коллектива
«Уголок именинника» Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). «Паровозик желаний», персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – организатор
«Звезда дня» На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – оформитель;
родители – консультанты
«Мое настроение» Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
Рубрика «Я умею, я люблю, хочу научиться» Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности Ребенок – автор;
воспитатель – помощник;
родитель – читатель
«СМС-почта», Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду Ребенок – созерцатель;
воспитатель – инициатор;
родитель – активный
читатель
«Я молодец,
я научился»
«Ладошки успеха» Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения Ребенок – герой дня;
воспитатель – аналитик
«Панорама добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями Ребенок – созерцатель,
аналитик;
воспитатель – аналитик, оформитель;
родитель – информируемый
Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ); «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков Ребенок – участник;
воспитатель – организатор;
родитель – помощник
Фотосалон «Семейный снимок» Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи. Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
Портфолио ребенка Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни Ребенок – активный участник;
воспитатель – издатель;
родитель – помощник
Рубрика «Ждем на индивидуальную работу» Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования Воспитатель – организатор;
родитель – активный помощник
«Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение Ребенок – соавтор;
воспитатель – автор;
родитель – информируемый
«Чудо-носочки»
(варежки и т. п.) Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника» с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома Ребенок – участник;
воспитатель – организатор;
родитель – помощник
«Азбука настроения» Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер) Ребенок – аналитик;
воспитатель – диагностик
«Цветок настроения»
«Вымпел» Размещение на «Вымпеле» фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований Ребенок – участник
«Книга рекордов» Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в «Книгу рекордов» Ребенок – участник;
воспитатель по ФИЗО – издатель
Волшебный цветок мудрости В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…» Педагог – консультант;
Родитель – организатор;
ребенок – потребитель
Игровая и спальная комнаты
Творческие
мастерские Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов. Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор
Семейные мастер-классы Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.
Творческий проект «Мастерим подарки сами» Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.) Ребёнок – активный участник, педагог — организатор
Карта-путеводитель Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты,
схемы, задания, ребусы и др.) Ребенок – инициатор;
воспитатель – помощник
«Деловые хлопоты» Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др. Ребенок – активный участник
«Островок
сокровищ», Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер;
воспитатель – помощник;
родитель – активный
соучастник
«Полянка
драгоценностей»
Письмо ребёнку о любви Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем. Ребенок – коллекционер;
воспитатель – помощник;
родитель – активный
соучастник
Газеты, детские странички, листовки и знаки
Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми. Ребенок – автор
Письмо Деду Морозу Ребёнок совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества Ребенок – дизайнер, активный участник;
воспитатель – консультант
Макеты Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками Ребенок – дизайнер;
воспитатель – консультант
Мини-музеи Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор;
родитель – соучастник
«Мое творчество» Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка
на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)) Ребенок – творец;
воспитатель – координатор;
родитель – соучастник
Детский дизайн-клуб Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («Огород на окне», «Ангелы сна», «Обереги») Ребенок – дизайнер
«Ангелы сна», В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.
У дошкольников также может быть свой ангел сна.
Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» (при наличии их в группе). Ребенок, родитель – создатель и выдумщик; воспитатель – соучастник
«Обереги»

Талисман счастья семьи
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади
Стена
«Наша жизнь, наши успехи» Используется для демонстрации личных достижений ребенка
в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый созерцатель;
воспитатель – организатор
Фотоконкурс «Моя мама — профессионал» Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап. Ребенок – гордый созерцатель;
воспитатель – организатор
День открытых дверей: «День семьи….» Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления. Ребёнок и родитель – участники; воспитатель — организатор
Стены детского творчества Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога. Ребенок – творец; воспитатель – организатор;
воспитатель – помощник;
родитель – соучастник

Стены детско-взрослого творчества
Дизайн-холл Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.
Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:
У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!
Поспеши домой, обними крепко
и в стомиллионный раз скажи ему:
я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем! Ребенок и родитель – автор;
воспитатель – организатор

Социально-педагогический проект «Дети – наше всё!»
Стенды «Физкультура в творчестве детей», «Мы спортсмены» Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ Ребенок – автор;
воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик
Информационно-методический кабинет
Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций Взрослый – организатор;
ребенок – зритель, собеседник
Игро-библиотека
Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры
и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов
• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.
• Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.
• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.
• Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам». Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания. Педагог – библиотекарь, консультант;
Родитель – организатор;
ребенок – потребитель

Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям»

Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей»
Территория дошкольного учреждения
«Детская дизайн-площадка» Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке («Песочная мозаика»),
в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор,
наблюдатель
«Дизайн-территория» Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, «Деревенский уголок», малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. взрослые –
дизайнеры, скульпторы;
ребенок – потребитель
«Эко-полянка» «Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом». Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность Ребенок – исследователь, аналитик;
воспитатель – координатор