Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Сибирс

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Сибирс

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Сибирской Н.А. Г.Тверь д/с125)СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ воспитателя Сибирской Н.А. Г.Тверь д/с125)
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Поэтому проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем людям, развития социального чувства, взаимопомощи я вначале использовала традиционные подходы:
чтение художественной литературы, беседа о прочитанном;
дидактические игры;
кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений;
игры-беседы детей с персонажами сказок;
групповые традиции;
игры-драматизации.
Я считала, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Я пришла к выводу, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу я взяла методики морального воспитания С.Г.Якобсон, которые систематизировала и адаптировала для детей своей группы. Составила перспективный план совместной деятельности с детьми, где учтены современные и традиционные методики.
Особое внимание я уделила методике работы с персонажем. В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием: создание игрового или сказочного персонажа, который принимает самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка, заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции персонажей, не разработана методика их использования.
С.Г.Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на него моральные функции. Так у нас в группе появился домовёнок Кузя.
Какова цель прихода персонажа (Кузи)?
Важнейшей составляющей морального поведения является способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это способность наедине с собой сказать себе: «Я поступил плохо», «Я должен был поступить иначе» и т.п. Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Такие признания должны делаться ребенком в интимной обстановке, одному – единственному человеку.
Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка это крайне необходимо.
Однако не все родители обладают достаточным тактом и чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину, делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми, иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно редко.
Поэтому и появляется «некто» (у нас домовёнок Кузя), кто будет любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и проявлять заботу о его моральных качествах.
Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью, удовлетворять ряду требований:
1. Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно.
2. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25-35 минут.
3. Он обладает волшебной способностью: он знает обо все, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т.п.).
4. Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.
5. Содержание общения с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.

Как работать с персонажем.
Сначала я рассказала детям, что недавно была в другом детском саду и узнала, что у детей там есть друг из волшебной страны. Он любит всех детей, часто приходит к ним в гости и помогает каждому.
Спросила о том, хотят ли они иметь такого волшебного друга? Выяснила, какую помощь дети хотели бы от него получить, обещала, что волшебный друг обязательно придет к ним в гости.
Заранее (за один – два часа) сообщила детям о том, что сегодня к ним приходит волшебный друг. Когда гость появляется, то здоровается со всеми детьми и, желая лучше познакомиться с ними, спрашивает, кто во что любит играть, у кого есть дома животные, кто что любит кушать, летал ли кто-нибудь на самолете, плавал ли кто на пароходе, кто с кем дружит. На вопросы отвечают все желающие. Такой хоровой ответ в данной ситуации, в отличии от традиционных занятий, необходим, чтобы беседа была оживленной и дети не теряли к ней интереса. На прощанье персонаж оставил скромное угощение (можно оставить кассету с песнями, игру и др.).
При следующей встрече персонаж приносит бумажных кукол для плоскостного театра и показывает моральную пьеску (моральные пьески можно показывать раз в месяц).
В другой раз «домовенок Кузя» радуется хорошим поступкам детей. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Аня и Егор дружно играли, Алеша помог товарищу, Настя и Ваня поделились сладостями и т. п. Он называет всех детей, которые за прошедший период действительно совершили пусть самый маленький, но морально ценный поступок. Предлагает детям рассказать о тех поступках, которые он не видел, и о том, что хорошего случилось в группе за время его отсутствия.
В один из приходов персонаж сообщает, что дети ему так понравились, что он решил написать про них рассказ, как в книжке и зачитывает рассказ про одного из детей. Образ ребенка в этих рассказах отличается от того, каков он на самом деле, и от того, каким он представляется себе самому, но в рассказе лон лучше, т.е. ребенку показывают образец, при этом образец не другой ребенок и не литературный персонаж, а он сам. Таким он может стать, если захочет. Так у ребенка формируется положительный образ себя.
Характер персонажа легко допускает наличие у него волшебных предметов, в том числе «волшебной трубы», в которую видно только положительные поступки того, на кого в нее смотрят. Персонаж показывает детям, как работает труба, смотрит в нее на двух-трех детей с разным поведением и видит у них только хорошие черты. Затем в трубу смо