Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Консультация для воспитателей на тему:

Консультация для воспитателей на тему:

Консультация для воспитателей на тему:
«Знакомство дошкольников со временем»«Отчего, когда день кончается, наступает ночь?», «Что такое месяц?»,
«Мама, кто раньше родился – я или ты?», «Куда ушло вчера?» — в этих и других вопросах ярко проявляется интерес ребенка ко времени, как к объекту познания. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Но «время» — особенно сложный объект познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.
Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Например, мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события происходят во времени. Поэтому временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Интерес к временным отношениям возникает очень рано. Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями хорошо им знакомыми и эмоционально привлекательными: «Елка бывает зимой»,
«На море поедем летом». Они начинают различать части суток, соотнося их с привычками для этих временных отрезков.
Сложно для детей понимание смысла слов, обозначающих временные отношения «теперь — сейчас», «сегодня – завтра» и др.
В формировании представлений о времени большую роль играет слово. В нем обобщаются различные отрезки времени по их длительности: секунда, минута, час, сутки, неделя.
Для усвоения значения слов «вчера, сегодня, завтра» прежде всего, необходимо понять сменяемость суток. Дети 4 – 5 лет, при условии правильного руководства со стороны взрослых, уже могут уяснить значение слова «сутки»; их состав (утро, день, вечер, ночь).
Программа воспитания и обучения в детском саду ставит следующие задачи: со второй младшей группы учить различать и называть утро, день, вечер, ночь. А в средней группе – закреплять представления о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами «сегодня, завтра, вчера», раскрывать на конкретных примерах понятия «быстро – медленно». Задачу по ориентировке во времени необходимо планировать, как часть занятий.
В течение дня воспитатель имеет возможность неоднократно определять различные временные отрезки. Например: «Утром вы умылись и позавтракали. Сейчас уже день. Днем папы и мамы работают, а мы будем сначала рисовать, а затем играть». Связывая со временем переход от одного вида деятельности к другому, можно постепенно сформировать и само понятие «время».
В индивидуальных беседах с детьми целесообразно попросить их рассказать о том, что они делали днем, когда было светло, или, провожая вечером домой, сказать: «Уже вечер, папа и мама вернулись с работы, и вы уходите домой. После вечера наступит ночь, вы ляжете, отдохнете и утром опять придете в детский сад».
Большую помощь в работе могут оказать и наборы картинок.
Дети рассматривают их, выясняя при этом, что делают изображенные на них люди, когда они это делают, отвечают на вопросы: « А ты что делал утром? А когда ты играешь? Гуляешь? Спишь?». Затем можно предложить детям самим попробовать подобрать картинки, рассказывающие о деятельности человека в разное время суток.
Ребенку очень трудно усвоить понятия «вчера, сегодня, завтра». Поэтому в разговоре с детьми следует чаще пользоваться этими словами, включая их в вопросы: «Что вы видели сегодня? Вчера? Куда пойдете завтра? Когда у нас в гостях были артисты? Расскажешь маме, что ты нарисовал сегодня?»
Значение слов «быстро – медленно» целесообразно раскрывать на конкретных примерах: «Поезд идет медленно, а затем все быстрее и быстрее», «Карусель вертится медленно, а потом все быстрее». На прогулке можно сравнивать скорость движения пешехода и велосипедиста, гусеницы и жука, и т.д.
В игре «Воробушки и автомобиль» надо указать, что все дети «воробушки» в одно время (одновременно) вылетают из гнезда, а «автомобиль» может гудеть только после того, как воробушки быстро разлетятся в разные стороны. В игре «Чей домик?» дети должны подавать голос по очереди, а не в одно время. Постепенно дети усвоят слова и выражения: в одно время, одновременно, по очереди.
Полезны игры на развитие ориентировки во времени: «кто быстрее соберет игрушки», «Кто быстрее добежит до флажка», «Кто правильно назовет по порядку части суток», «Угадай, какое время года?» и т.д.
Знакомство детей со временами года в средней группе следует проводить по контрастным периодам лето — зима, осень – весна. Основные признаки времени года необходимо связывать с явлениями живой и неживой природы, жизнью птиц, домашних и диких животных.
В старших группах детского сада детей знакомят с измерением времени по календарю. Это необходимо детям в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать так же последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
Еще одно важное требование, которое предъявит ребенку школа – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в определенное время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Поэтому в старшем дошкольном возрасте нужно формировать у детей навык регуляции деятельности во времени.
Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Таким образом, разные виды занятий, дидактические игры и упражнения способствуют формированию временных представлений у дошкольников.
Воспитание у детей чувства времени развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности. Только на этой основе можно научить дошкольников ценить и беречь время.

Воспитатель I Категории МДОУ детский сад №140 «Моржонок» Васекина О.В.