Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр

Развитие музыкальных способностей детей средствами музыкально-дидактических игр

Актуальность опыта. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
«Развитие музыкальных способностей детей средствами
музыкально — дидактических игр».

Актуальность опыта. Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Применение музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Источник изменений. В своей работе музыкальные руководители мало времени уделяют дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкально-сенсорному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкально-сенсорного развития и применение дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.
В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.
Теоретическая база опыта. Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С.Теплов Б.М., возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Идея изменений. Учет принципа интеграции образовательных областей(познание, физическая культура, коммуникация, социализация); взаимосвязь применения здоровьесберегающих технологий, коррекционных, ТРИЗ игр и упражнений в музыкальном развитии с помощью музыкально-дидактических игр; активное использование дополнительных инновационных средств художественной выразительности (показ слайдов, использование подлинных и нетрадиционных музыкальных инструментов); системность проводимых музыкально-дидактических игр; мониторинг музыкального развития ребенка и выявление одаренности; привлечение родителей к использованию и изготовлению нестандартного оборудования для музыкально-дидактических игр и повышение педагогической компетенции в области музыкального развития детей; положительные эмоции в воспитании здорового ребёнка.
Концепция изменений. Данный опыт показывает, что музыкальная деятельность осуществляется в самых разнообразных формах и редко укладывается в предназначенное для образовательной деятельности время, и целесообразнее именно музыкально-дидактические игры проводить индивидуально, развивая или корректируя способности детей.
Технология опыта. Для того, чтобы музыкально-сенсорные способности детей были успешно сформированы, необходимо наметить пути их формирования. Для этого очень важно знать какова музыкальность каждого ребенка.
Поэтому знакомство с музыкально-дидактическими играми должно происходить в два этапа:
• подготовительный
• основной.
На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.
1. Развитие звуковысотного слуха
2. Развитие динамического слуха
3. Формирование тембрового восприятия
4. Совершенствование чувства ритма
Подходящий образ для ведущего данных игр — образ сказочного персонажа. Детям он будет казаться знакомым и будет проще наладить общение. При обучении дети сами в дальнейшем будут участвовать в театрализованном действии.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них и музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Это еще одна из целей которой, служат эти игры и пособия.
Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:
Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Солнышко и тучка», «Подбери музыку». Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Подбери картинку». Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?». Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Результат изменений. Проводимые музыкально-дидактические игры позволили сделать вывод о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий. В результате проделанной работы было выявлено:
* Слуховое внимание детей стало более организованным на 20%;
* Улучшилась реакция на высокие и низкие звуки, а также на определение инструментов по тембру и динамическому звучанию 26%;
* Стал более точным ритм, и не только в хлопках, но и в передаче его в игре на детских инструментах 78%.
Таким образом, музыкально-дидактические игры и пособия соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания (образно-игровая форма). Применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более интересно.
Адресная направленность данного опыты адресована педагогам дошкольных учреждений, активно внедряющих инновационные творческие идеи, разработки. Педагогам, которые находятся в постоянном творческом поиске.
Для реализации вышеизложенного необходимо развивать творческие способности детей, поощрять творческие находки, стремление к самореализации, давать детям возможность проявлять свои идеи.