Вы просматриваете: Главная > Без рубрики > Девочке — подружку, мальчику — дружка

Девочке — подружку, мальчику — дружка

Чем руководствуются родители, выбирая игру, игрушку, или книгу для своего ребенка? Наверное, пожеланиями и потребностями малыша и собственными финансовыми возможностями. Оказывается, этого недостаточно для того, чтобы приобрести действительно качественный товар. Ведь качество в данном случае не ограничивается лишь внешним видом и сроком службы изделия.Чем руководствуются родители, выбирая игру, игрушку, или книгу для своего ребенка? Наверное, пожеланиями и потребностями малыша и собственными финансовыми возможностями. Оказывается, этого недостаточно для того, чтобы приобрести действительно качественный товар. Ведь качество в данном случае не ограничивается лишь внешним видом и сроком службы изделия.
Большинство родителей уверены, что кукла – это игрушка для девочки. Между тем, многие мальчики 2-3 лет с удовольствием играют с куклами: носят на руках, катают в коляске, кормят и укладывают спать. Одним словом, ведут себя так же, как их ровесницы. Пап нередко шокируют такие игры: появляются ироничные взгляды, осуждающие высказывания, а то и прямые запреты. В действительности же ничего предосудительного или настораживающего здесь нет.
В дошкольном возрасте особенно важным является не столько умственное, сколько эмоциональное развитие. Именно в это время складываются уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других. Мячи, машинки, конструкторы и другие, безусловно, нужные игрушки, обогащают игру. Но главное в чем нуждается ребенок, будь то мальчик или девочка, — это освещение и усвоение человеческих отношений. Из всех игрушек именно куклы – человеческие образы – дают такую возможность.
Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет встать на позицию другого: «оживляя» игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, кукла позволяет действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте.
Функции куклы разнообразны. Например, с ней малыш может проигрывать различные события, в том числе конфликты, возникающие в его жизни. Это важный этап в понимании ситуаций и выстраивании отношений с родителями. Все свои действия, которые встречают осуждение взрослых, ребенок переносит на куклу: ругает ее за то, что она не кушает кашу или не хочет ложиться спать. Кроме того, такое отыгрывание является психологической защитой малыша. Не давая ребенку играть с куклами, мы лишаем его такой защиты.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выходит вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх должны участвовать и мальчики в роли папы, брата, сына или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу. Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок – врач, а кукла – пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. В игре в школу – учениками. Малыш пробует себя в разных ролях и приобретает соответствующий социальный опыт. Простое катание машинок или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность без участия живых персонажей, т.е. тех же кукол.
Иногда малыши называют игрушку своим именем: мальчик Тема крепко прижимает куклу к себе и, открывая дверь втемную комнату, говорит игрушке «Тема, пошли!». И тогда у него появляются силы зайти в темноту, взять корзину с конструктором, спокойно и уверенно вернуться. Страх побежден, в глазах – торжество. В этом случае игрушка буквально становятся вторым «я» и наделяется бесстрашием, которым пока не обладает сам ребенок. Поэтому и мальчикам, и девочкам необходимыми куклы, с которыми они могут себя отождествлять, наделяя их положительными и отрицательными качествами, делиться радостями и горестями.
Однако во взаимодействии ребенка с куклой есть и обратное влияние: образ той или иной куклы «отпечатывается» в ребенке. В этом смысле образы многих современных кукол, как для мальчиков, так и для девочек оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди (против этих кукол, однако, папы не возражают): человек-паук, Бетмен, трансформеры и им подобные. В лучшем случае это простые бойцы спецназа. Многие куклы для девочек «списаны» с подростков, сосредоточенных на нарядах, косметике и развлечениях. Конечно, такие однобокие, жестко заданные образы сильно сужают возможные действия с ними и ограничивают развитие ребенка.
Парадоксально, но для девочек и мальчиков кукольный мир по-разному представляют образ мужчины. У девочек – это нежный женственный Кен и другие «принцы в голубом», у мальчиков же – брутальный, обвешанный оружием воин. При таком разном подходе не стоит, потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины столь часто разочаровываются друг в друге. В игре же пол куклы занимает отнюдь не главное место. Точнее сказать, самой кукле вообще не обязательно иметь обозначенный пол: ребенок сам наделит ее теми качествами и признаками, которые ему необходимы. Кукле совершенно не нужны детально проработанные половые признаки, поскольку в игре главное – человеческие отношения, а не четкая дифференциация по половой принадлежности. Более того, такая детализация часто является травматичной для ребенка, акцентируя его внимание на несущественных и не слишком понятных пока вещах.
Ребенок, мальчик или девочка, прежде всего человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Освоение отношений между людьми, понимание своих и чужих эмоций, чувств, желаний, безусловно, нужны любому, живущему в человеческом обществе.